Кибердискуссия #2

Что общего между палочками для еды и киберсоциализацией?

Недавно в России появилась мода на потребление еды азиатской кухни. Как известно, по азиатской традиции для употребления этой еды используют специальные палочки. И можно заметить, что раньше всех научилась ими пользоваться молодежь, которая быстрее всего реагирует на моду и, в виду своих био- и психовозрастных особенностей, обладает большей пластичностью и гибкостью в плане обучения новым навыкам.

Интересно пронаблюдать те случаи, когда именно молодежь приобщает к этой экзотичной культуре потребления пищи своих родителей, привыкших есть столовыми приборами европейской культуры. То есть в таких случаях условно дети буквально обучают своих родителей пользоваться палочками.

Здесь мы имеем нестандартную ситуацию для исследователя социализации. Ведь классически социализация (особенно первичная) воспринимается как взаимодействие взрослого субъекта (агента) социализации и младшего объекта социализации. В описанной нами выше ситуации мы видим обратную схему: "ребенок" - субъект социализации, а взрослый - объект социализации. Здесь стоит сделать оговорку о том, что лица старшего возраста могут обучаться у лиц, которые младше них, а также в других случаях, связанных с теми или иными новшествами. Это чаще всего касается, например, профессиональной переподготовки в виду изменения трудовой жизни под вилянием инноваций; обучению новым видам искусства, спорта и физической культуры. Иногда такая схема субъект-объектных отношений может случаться и в случаях ресоциализации.

И, похоже, что именно тоже самое происходило буквально недавно, когда молодежь, родившаяся в конце 80-х - начала 90-х годов, росшая на игровых приставках и компьютерах, стала помогать своим родителям более старшего возраста пользоваться компьютерами, а теперь уже планшетами и смартфонами. Киберсоциализировавшиеся дети стали помогать своим родителям регистрироваться в онлайн-соцсетях, пользоваться мобильными приложениями (особенно так называемыми мессенджерами) и искать интересующую их информацию в Интернете.

А особенно "просвещенные" молодые "жители" киберпространства, зная об угрозах Интернета, предупреждали своих родителей о рисках погружения в киберпространство и обучали их азам кибербезопасного использования Интернета и технических средств для выхода в него.

Из всего этого рассуждения хотелось бы сделать небольшой вывод. Нам видится правильным назвать детей в данном случае первичными агентами киберсоциализации. Эти агенты являются реальными* субъектами, которые в описанных выше случаях первыми знакомят своих родителей с пользованием Интернета и цифровыми технологиями.

Конкуренцию детям в занятии первенства в киберсоциализировании их родителей могут составить, например, консультанты магазинов электроники, киберсоциализировавшиеся сверстники-друзья и коллеги. Первичными реальными агентами киберсоциализации могут также выступить в таких случаях преподаватели информатики (и, возможно, в будущем – интернетоведения), способные преподавать индивидуально или в рамках курсов по совершенствованию профессиональных знаний и навыков на предприятиях и компаниях.

____________________________________

*Необходимо различать виртуальных и реальных агентов киберсоциализации.

В теории киберсоциализации человека В.А. Плешаков выделяет следующих агентов киберсоциализации:

"агенты первого порядка – люди, с которыми человек взаимодействует посредством киберпространства, пользуясь его ресурсами". Они могут быть настоящими - "знакомые по условиям реальной жизнедеятельности..."; виртуальными - "знакомые только по киберпространству люди...".

"агенты второго порядка (киберагенты) – собственно, большинство факторов киберсоциализации, представляющие собой конкретные ресурсы киберпространства, которыми пользуется человек в процессе киберсоциализации, ставшие по тем или иным причинам значимыми для него".

(Плешаков В.А. Агенты и средства киберсоциализации. // Теория киберсоциализации человека. Монография. – М.: МПГУ, 2011. – С. 121.)

 

© Армен Ширмазанян и "Homo Cyberus"