XIII Межвузовская конференция. Секция «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве»


24 апреля 2018 года на факультете педагогики и психологии МПГУ прошла XIII Межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. Традиционная. Уже 13-я!

 

На пленарном заседании академик РАО, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ А.А. Вербицкий рассказал о созданной им теории контекстного обучения, а также поделился своей личной историей – как из мастера железобетонных изделий стал доктором педагогических наук.

Затем участники конференции обсудили результаты своих исследований на секциях, а лучшие работы были отмечены сертификатами и грамотами.

 

 

 

 

 

 

Секция «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве»

Руководитель секции: Плешаков Владимир Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала и журнала «Homo Cyberus».

Эксперты секции: Лейбовский Марк Абрамович – кандидат педагогических наук, профессор МПГУ, заведующий кафедрой информатики и математики экономического факультета Московского психолого-социального университета; Зуева Анна Николаевна – кандидат экономических наук, зав.кафедрой КБ-9 Института комплексной безопасности и специального приборостроения Московского технологического университета.

Секретарь секции: Румянцева Екатерина Геннадьевна.

   

 

1. Кочеткова Ирина Сергеевна «Образовательный потенциал социальных интернет-сетей для молодежи от 14 до 17 лет (на примере «ВКонтакте»)».

Данный доклад является анализом проделанной практической части выпускной квалификационной работы по данной теме. Так, Ирина осветила некоторые моменты своего исследования: в чем заключается проблема исследования, особенности социальных интернет-сетей, этапы реализации проекта (теоретико-методологический анализ темы, ведение тематической публичной группы в «ВКонтакте», поиск базы исследования). Суть доклада можно свести к вопросу: есть ли у социальных интернет-сетей образовательный потенциал? Вопрос сложный, Ирина делает первые шаги в данном направлении и по полученным данным можно говорить о том, что такой потенциал есть, так как большая часть участников исследования (54%) подписаны на различные публичные группы в социальной интернет-сети «ВКонтакте» и читают размещающийся в них познавательный информационный контент.

В заключение автор доклада сказала о достоинствах социальных интернет-сетей, как бы подкрепляя предположение о том, что социальные интернет-сети могут выполнять образовательную функцию, поскольку: соцсети гибкие, есть возможность выходить в Интернет с любого устройства в любом месте и удобное время; молодежь может оперативно выходить в Сеть и повышать свой образовательный уровень; дистанционность (можно выполнять задания, не находясь в образовательном учреждении).

   

   

2. Мысник Карина Романовна «Влияние социальных интернет-сетей на формирование ценностных ориентаций старших подростков» (признан экспертами одним из трех лучших докладов секции).

Доклад основан на материалах первой курсовой работы Карины. В докладе отображено почти всё, что касается данной проблематики, а именно: что такое ценностные ориентации, каковы психовозрастные особенности старшего подросткового возраста, а также позитивные, негативные и даже нейтральные стороны социальных интернет-сетей, которые могут оказывать влияние на ценностные ориентации старших подростков.

Тема достаточно обширная и неоднозначная, и Карина попыталась раскрыть, почему происходят трансформации тех или иных ценностей у старших подростков, в частности, неконтролируемый доступ и обмен не всегда достоверной информацией в социальных интернет-сетях, формирование «неправильных» идеалов красоты и эстетических норм, а также интеллектуальная деградация подростков из-за потребления только развлекательного контента. Основной вывод таков: старшие подростки являются зависимой от социальных интернет-сетей группой населения и большинство из них часто не могут представить своё существование без общения на онлайн-платформах, пролистывания новостной ленты и т.д. На трансформацию духовных ценностей у старших подростков в социальных интернет-сетях сильнее всего оказывают влияние «паблики» и «группы», являющиеся аналогом СМИ в реальной жизни. Они формируют ценностные ориентации у старших подростков, идеализируют личность «кибер-Я» и приводят к формированию личности нового типа.

3. Румянцева Екатерина Геннадьевна «Отношение молодежи к юмору в Интернете» (признан экспертами одним из трех лучших докладов секции).

Доклад основан на материале магистерской диссертации, в которой исследуется феномен интернет-юмора и отношение к нему среди молодежи, а именно на разработанной авторской анкете, одноименной названию доклада. Так, Екатерина рассказала о том, что молодежь считает юмором, а что интернет-юмором, о сходных и отличающихся «точках» в данных понятиях, а также проанализировала полученные ответы на некоторые вопросы. В частности, вопросы об отношении молодежи к использованию интернет-сленга в обычной жизни и наличию ненормативной лексики в интернет-юморе, поскольку, на взгляд автора, это одни из особенностей, относящихся к юмору в Интернете и которые она хотела бы рассмотреть через отношение к этим явлениям молодежи.

Как небольшой итог, в рамках доклада рассмотрены далеко не все аспекты в данной проблеме, а также то, что то или иное явление в интернет-юморе влияет на отношение молодежи к нему целом и что сама молодежь, могущая быть сама создателем юмористического контента, сама формирует это отношение среди своих сверстников.

   

   

4. Никишина Светлана Александровна «Психологическое здоровье как фактор развития киберкомпетенций старших школьников».

Светлана затронула очень важную тему, т.к. с развитием современных технологий многие не задумываются о своем здоровье, проводя за компьютерами, телефонами и планшетами много времени. Рассмотрены такие понятия, как «киберкомпетенции» и «психологическое здоровье» у старших школьников и проанализированы результаты исследования 60 человек на их самооценку, тревожность, поведение и т.д., таким образом, полученные данные должны свидетельствовать о зависимости между психологическим здоровьем и киберкомпетентностью учащихся.

5. Султан-Заде Георгий Тимурович «Роль многопользовательских компьютерных игр в возникновении кибераддикций».

Георгий раскрыл понятие игровой компьютерной аддикции, причины «ухода» в такую аддикцию, и провел анализ полученных результатов выборки в 29 человек по тесту Бартла 2.0, согласно которому игроки MMORPG делятся на «карьеристов», «киллеров», «исследователей» и «социализаторов».

В финале доклада озвучены не только отрицательные стороны ухода в кибераддикцию, но и положительная сторона – это поиск альтернативы, поиск хобби, поиск занятия в свободное время, и (как вывод), если человек будет находиться в поиске альтернативных игр, увлечение не перерастет в аддикцию и необходимость цели времяпровождения в играх (например, просто провести время, или достижение внутриигровых результатов, или участие в каких-либо внутриигровых соревнованиях, если такая система в игре есть).

6. Ярцева Мария Николаевна «Проблема успешного профессионального самоопределения молодежи в эпоху киберсоциализации» (признан экспертами одним из трех лучших докладов секции).

Данный доклад также является частью магистерского исследования, обоснована актуальность проблемы: из-за развития технологий и Интернета изменился рынок труда, стало сложнее выбрать профессию.

В своём исследовании Мария использовала анкетирование учащихся и родителей, а также экспертный опрос педагогов в образовательных учреждениях Москвы, Гусь-Хрустального и нескольких сел Рязанской области.

Результаты следующие: в городах с высоким уровнем проникновения Интернета молодежь больше готова к нестандартным формам занятости, готова к монетизации своего увлечения, готова к непрерывному обучению и смене профессий в течение жизни. Там, где проникновение Интернета ниже, картина представляется следующая: ближайшее окружение молодых людей влияет на профессиональное самоопределение, молодежь не готова несколько раз менять профессии, для них приоритетнее материальная и социальная стабильность со стороны работодателя, чем работа над интересными проектами.

В качестве практического «выхода» из ситуации Мария предлагает фокус внимания молодежи направлять на сферу увлечения, а не профессии; родителям и педагогам наблюдать за увлечениями ребенка и погружаться в сферу интересов (ведение какого-либо тематического блога, проекта, развитие своих навыков).

         

За активное участие в работе секции награждены: Кочеткова Ирина Сергеевна, Никишина Светлана Александровна, Султан-Заде Георгий Тимурович, а также за активное участие в обсуждении докладов Цибизов Александр Андреевич и Литягин Михаил Сергеевич.

   

   

Особая благодарность за экспертные мнения Марку Абрамовичу Лейбовскому и Анне Николаевне Зуевой!