Киберсоциализация на XIV Межвузовской конференции

23 апреля 2019 года на факультете педагогики и психологии МПГУ прошла уже в 14 раз Межвузовская конференция молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии.

Секцией «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» традиционно руководил Плешаков Владимир Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала и журнала «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru).

Экспертами секции стали: бессменный Лейбовский Марк Абрамович – кандидат педагогических наук, профессор МПГУ, заведующий кафедрой информатики и математики экономического факультета Московского психолого-социального университета; долгожданная Воинова Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Высшей математики Московского государственного технического университета гражданской авиации; многолетний единомышленник Обыденкова Валерия Кирилловна – кандидат педагогических наук, начальник информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ, пресс-секретарь информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru); недавняя выпускница научной группы Ладошина Диана Максимовна – магистр психологии, ассистент директора по персоналу на телеканале Shop&Show.

Секретарь секции: Румянцева Екатерина Геннадьевна, магистр социальной работы, также недавняя выпускница научной группы.

На секции выступили:

1. Образцов Владимир Олегович с докладом «Блогинг как форма профессиональной киберсоциализации студентов педагогов-психологов».

Автор доклада постарался как можно больше рассказать о своей проделанной работе в области исследования такого популярного среди молодежи явления, как блогинг. Популярность блогинга обусловлена следующими факторами: свобода от цензуры, возможность коммуникативной самореализации и одновременно коммерциализации своего хобби, возможность пропаганды собственных идей и ценностей; открытость для любого пользователя, тематическое разнообразие. По мнению Владимира, с помощью блога молодые люди могут реализовать себя в профессиональной отрасли, блог может стать ресурсом накопления знаний и общения в кругу единомышленников.

В ходе исследования использовались разработанные автором анкеты для преподавателей, студентов и блогеров. Опрошено 230 человек (179 студентов, 46 блогеров и 5 преподавателей).

Исследователем выявлены и классифицированы профессиональные компетенции в качестве основы процесса профессиональной социализации студентов-психологов; сформулированы и предложены рекомендации для педагогов-психологов по применению блогинга как формы профессиональной киберсоциализации.

2. Дужих Андрей Павлович с докладом «Проблема одиночества в эпоху киберсоциализации» (лучший доклад секции).

Основной мыслью данного доклада являлось утверждение, что одиночество связано с интернет-зависимостью: чем больше времени человек проводит в Интернете, становясь зависимым от него, тем более социально изолированным он может стать.

В практической части исследования приняло участие 100 человек от 15 до 25 лет. Результаты работы следующие: показатели уровня одиночества и интернет-зависимости находятся в средних значениях, лишь у четверти опрошенных выявлен высокий уровень интернет-зависимости (25,5%), а у 15% диагностирован высокий уровень одиночества.

3. Шатон Анна Вячеславовна с докладом «Психологический портрет геймера».

Анна в своем докладе рассмотрела связь стереотипов о геймерах с реальностью, изучив, кто является геймером и сравнив показатели у геймеров и «не-геймеров» через копинг-тест Лазаруса и методики ИЖС (индекса жизненного стиля), чтобы впоследствии выявить, какими качествами обладают геймеры и «не-геймеры» и есть ли большая разница в полученных значениях.

Получены следующие данные: многие показатели среди геймеров и людей, не увлекающихся компьютерными играми, расходятся незначительно. Например, геймеры могут быть агрессивны настолько же, насколько и «не-геймеры», или наоборот, геймеры также могут не вступать в конфликт и т.д.

Геймеры, по мнению автора, социализируются в равной степени с «не-геймерами» при условии, что увлечение играми является для игроков хобби, а не зависимостью. Таким образом, геймеры практически не отличаются по психологическим характеристикам от людей, которые не увлекаются компьютерными играми.

4. Руденко Анна Викторовна с докладом «Сохранение воспитательной среды для ребенка, находящегося под влиянием интернет-пространства DarkNet» (лучший доклад секции).

В докладе автор утверждала, что возрастает опасность попадания ребенка под влияние неблагоприятной интернет-среды, в частности, под влияние так называемого «DarkNet». Даркнет – это домены и браузеры, содержащие социально-опасный запрещённый контент.

Анна подробно рассказала о том, как происходит деструктивное влияние на ребёнка: ребёнок находит какую-либо запрещённую информацию (намеренно или случайно), поскольку многие дети желают самоутвердиться среди сверстников и в компании друзей, на него «выходит» «группа» (люди, которые являются приверженцами той или иной позиции и взглядов, часто с негативным окрасом) и через манипуляции и авторитет завсегдатаи DarkNet толкают ребёнка к асоциальным действиям.

В наше время необходимо окружать ребёнка правильной развивающей, воспитывающей средой, через которую ребёнок может реализовать себя и раскрыть творческий потенциал, и сделать это, по мнению Анны, можно, если:

  1. проводить профилактические мероприятия;
  2. проводить латентный мониторинг контента, потребляемого ребёнком;
  3. прибегать к превентивным мерам;
  4. проводить психологическую работу с ребёнком и его семьей;
  5. заменить отрицательные звенья воспитательной среды ребёнка на позитивные.

Главное – быть в контакте с ребёнком, знать о его увлечениях, поддерживать его начинания и обсуждать с ним его проблемы, уметь слушать и слышать его.

5. Шемякина Виктория Сергеевна с докладом «Киберреализм в художественной литературе XXI века как средство киберсоциализации» (лучший доклад секции).

В современной прозе, казалось бы, отображены все проблемы, какие только могут быть. Однако в ней не нашлось места для так называемого киберреализма, затрагивающего проблемы киберсоциализации. Как альтернатива, существует жанр киберпанка, но в нём всё сводится к тому, что человеческая культура вымирает и мир захватят машины.

Виктория считает, что необходима литература, оказывающая киберсоциализирующее действие, т.е. нужна киберсоциализирующая литература, отвечающая следующим критериям:

  1. отображать идейно-правовые проблемы в киберпространстве;
  2. такая литература должна обладать самодостаточностью;
  3. иметь признаки художественного произведения;
  4. должна быть реалистичной;
  5. должна быть доступной.

Если развивать данное направление, киберреализм может стать новым жанром в литературе.

6. Лукьянова Ольга Игоревна с докладом «Влияние информационного контента социальных сетей на уровень оптимизма у будущих педагогов».

Автор рассмотрела такие понятия, как оптимизм и подходы к его пониманию, чтобы связать их с педагогической деятельностью.

Педагогический оптимизм – это вера педагога в возможности ребёнка и настроенность на восприятие положительных сторон детей.

Одной из главных задач своего исследования Ольга поставила определить уровень оптимизма у студентов направления «Педагогическое образование» и проанализировать отношение оптимистов и пессимистов к контенту в социальных интернет-сетях. Для этого было опрошено 117 студентов, использовались тест диспозиционного оптимизма и разработанная авторская анкета о контенте в социальных сетях Интернета. Рассмотрены такие позиции, как: отношение к «постам» (записям) пессимистичного характера (ставят ли «лайки»), изменение настроения после просмотра контента оптимистического или пессимистического характера у оптимистов и пессимистов, и подписаны ли студенты на группы в социальных интернет-сетях, в которых размещается контент депрессивного содержания.

На основании проведённого исследования в целях повышения уровня оптимизма автором были выделены следующие рекомендации:

  1. отписаться от групп и публичных страниц, публикующих материалы негативного, пессимистичного характера;
  2. минимизировать просмотр такого контента в целом;
  3. тщательнее формировать свой круг подписок в социальных интернет-сетях.

Благодаря оптимизму можно избежать скорого профессионального выгорания, которому сильно подвержены педагоги, оптимизм способствует формированию эффективной образовательной среды, а также способствует психологическому благополучию.

7. Кислицкий Михаил Михайлович с докладом «Особенности киберсоциализации фермеров и жителей сельской местности».

Автор рассказал, что с помощью собственной криптовалюты фермеры одного из сёл смогли «поднять» собственное хозяйство и выйти на крупный рынок, сбывать продукцию за рубеж, закупать необходимое оборудование для сельскохозяйственных работ. Использование криптовалюты способствует, по мнению Михаила Михайловича, развитию экономического проектирования, формированию сообществ, ассоциаций и союзов фермеров, что было бы невозможно без развития современных технологий в области блокчейна.

 

8. Белых Валерия Николаевна и Самойлова Анастасия Анатольевна с докладом «Влияние компьютерных игр на межличностное общение младших подростков» (лучший доклад секции).

Рассматривая компьютерную игру с точки зрения психологии, авторы предполагают, что игра имеет как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности подростка. Позитивные функции игры: снятие стресса, развитие пространственного мышления, логики и т.д. При помощи игр и Интернета можно найти новых друзей и расширить круг общения. Негативные последствия: трудности в общении с другими людьми, нарушение коммуникативных навыков.

В рамках исследования было опрошено 55 учеников в возрасте 11-12 лет. Порядка 60% детей, которые активно увлекаются компьютерными играми, общаются не непосредственно со сверстниками, а через мессенджеры, социальные интернет-сети, игровые чаты. И это при том, что по времени они проводят за играми не более двух часов в день.

Современные компьютерные технологии являются важной частью жизни пятиклассника, с их помощью он не только проводит свой досуг, но и общается с друзьями вне игровой ситуации. Часто играющие в компьютерные игры дети отдают предпочтение социальным интернет-сетям и приложениям для общения с товарищами (примерно 70%) в противовес личным контактам. Увлечение компьютерными играми ведёт к снижению процента детей, предпочитающих личный контакт с друзьями – как показало исследование, только 6% опрошенных сказали, что общаются с друзьями, не используя современные технологии.

9. Щепёткин Дмитрий Егорович с докладом «Блогинг как профессиональный инструмент специалиста по работе с молодежью» (лучший доклад секции).

Интернет активно вошел в нашу повседневную жизнь не только как источник информации, но и как пространство для самореализации и саморазвития. Интернет стал основным местом досуга у молодёжи, равно как и увеличение влияния новых «лидеров мнений» – блогеров, это то, по мнению автора, на что следует обращать внимание при подготовке и обучении будущих организаторов работы с молодежью.

Чтобы выявить, можно ли считать блогинг инструментом специалиста по работе с молодежью, была разработана анкета, опрошено 104 респондента и 9 экспертов.

И среди экспертов, и среди студентов частично совпали мнения о том, что из себя представляет блог, и нужно ли умение вести блог включить в профессиональные компетенции организатора работы с молодежью. На вопрос: «Как Вы думаете, люди, которые активно читают/пишут блоги, наиболее конкурентные на рынке труда? С чем это связано?» большинство экспертов считает, что данные люди более конкурентоспособны и связывают это с постоянным самообразованием и наличием у таких людей друзей из профессиональных сообществ. Этого же мнения придерживаются и 65,4% опрошенных студентов.

После анализа полученных данных сделан вывод о том, что существует большой запрос от всех категорий опрашиваемых (студенты и выпускники, работодатели, преподаватели) на специалиста, который умеет работать с информацией из Сети и в курсе событий и трендов. Также возросшая потребность в людях, умеющих пользоваться в своей профессиональной деятельности таким инструментом как блогинг, подтверждает гипотезу о важности блогинга как профессионального инструмента специалиста по работе с молодежью.

Как можно заметить, начало и завершение работы секции «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» были связаны с темой блогинга.

В целом хочется отметить, что в этом году докладчиками секции стали не только психологи и педагоги, но к нам присоединились и студенты-филологи, и студенты факультета иностранных языков и даже экономисты!

© Екатерина Румянцева и «Homo Cyberus»