Интервью с молодым учёным – Валерией Кирилловной Обыденковой

«Интернет-проекты может создавать каждый – школьник и учитель, студент и преподаватель»

 

Уважаемая Валерия Кирилловна, Вы – молодой ученый, кандидат педагогических наук, автор более 30-ти статей в сфере киберсоциализации человека и киберпедагогики, создатель оригинальной технологии интернет-проектирования, активно внедряемой в образовании, разрешите задать Вам несколько вопросов:

–1–

Валерия Кирилловна, почему Вы решили связать свою профессиональную биографию с педагогикой? Была ли это мечта детства или некое событие (человек) оказало определяющее влияние? Расскажите, почему Вы остановили свой выбор на факультете педагогики и психологии МПГУ?

Изначально я хотела стать психологом. Считала, что это помогло бы мне лучше понять других людей и получить интересную работу в будущем. Посетила многие университеты и институты, в которых готовили таких специалистов. Один день открытых дверей поставил «жирную эмоциональную точку» в этом непростом выборе. Факультет педагогики и психологии МПГУ привлек меня открытостью и доброжелательностью студентов и сотрудников. Организаторы дня открытых дверей встречали абитуриентов уже около метро, чтобы подсказать дорогу к факультету. Само мероприятие оказалось не просто собранием, а настоящим праздником! Мы получили исчерпывающую информацию о направлениях подготовки и прикоснулись к студенческой жизни – познакомились с педагогическим отрядом «ГРАНИ», посмотрели выступление местной команды КВН, всем залом аплодировали преподавателю Алексею Сергеевичу Обухову, который прочёл гостям свои стихи. До сих пор помню, как его выход на сцену сопровождался радостным гулом тогдашних студентов. Такую же реакцию у публики вызвали и другие выступающие. Звоночек! Здесь отличные преподаватели, раз их так любят.

Поступала на две специальности – психологию и педагогику, поэтому первый экзамен по биологии сдала дважды. У меня была серебряная медаль, и пятерка на первом экзамене давала право пройти конкурс без необходимости сдавать ещё два экзамена. Результаты поставили меня перед выбором. С моей четверкой на дебютном экзамене можно было пробовать свои силы в оставшихся вступительных испытаниях на бюджетное отделение по психологии. Или же, получив пятерку на втором экзамене по биологии, остановиться на педагогическом направлении. Я выбрала последнее. Уверена, современные мотивационные тренеры осудили бы, что я не стала идти до конца к «успеху». [смеётся] Ни разу не пожалела о принятом решении: я попала к интереснейшим преподавателям, познакомилась со множеством приятных людей, встретила новых друзей, в процессе обучения нашла дело, которым мне хочется заниматься на протяжении всей жизни.

–2–

Скажите, какое место в Вашей жизни занимают цифровые технологии? Нам интересно, с какими целями Вы используете современные возможности Интернета и мобильного телефона? Вы всегда готовы быть онлайн, на связи или практикуете кибер- и медиаскетизм время от времени?

Я практически всегда на связи. Моя работа и научная деятельность немыслимы без Интернета. Мне важно отслеживать тренды, особенности коммуникации и самопрезентации людей и сообществ в социальных интернет-сетях, рассказывать о своей деятельности – например, анонсировать вебинары или делиться впечатлениями от прошедших событий, делать репосты того, что мне нравится. Так как в последние годы работа занимает достаточно много времени, телефон и Интернет для меня – также средства общения с друзьями, близкими. В некоторые выходные и все государственные праздники, в периоды отпуска я значительно менее активный пользователь Сети – как правило, находятся важные и интересные дела вне интернет-пространства: встречи, поездки и т.д. И, конечно, как у всех – домашние дела.

–3–

Помните ли Вы, как и с чего началась Ваша киберсоциализация? Можете поделиться какой-нибудь историей? Или несколькими. А ещё хочется узнать, как киберсоциализация помогла Вам в написании и защите диссертации?

Как и у многих детей конца 90-х – начала 2000-х, моя киберсоциализация началась с компьютерных игр. Притягивала сама идея существования миров, которые можно исследовать, в которых можно выполнять задания и выстраивать шаг за шагом сюжетную линию, а также взаимодействовать с различными персонажами. В течение нескольких лет у меня была возможность играть, когда я приезжала в гости к двоюродной сестре в другой город. Увлеченность играми довольно гармонично вписалась в мою повседневную жизнь. С 6 лет я посещала художественную студию, могла часами рисовать не только замершие во времени предметы и сюжеты, но и придумывать комиксы. Через некоторое время после своего первого знакомства с компьютером я начала рисовать комиксы по мотивам любимых игр. Собственный компьютер мне купили в 12 лет, у меня появились новые игры – RPG, стратегии, «стрелялки» и др. Ближе к окончанию школы мой интерес сместился в сторону освоения графических программ и Интернета. Я вступила в сообщество любителей Adobe Photoshop, освоила офисные программы, нашла сайт и форум футбольных болельщиков. Да-да, я люблю футбол! [смеётся] Познакомилась в Сети с большим количеством новых людей, дружба с некоторыми из них оказалась довольно продолжительной.

К защите диссертации моя киберсоциализация имеет прямое отношение. На втором курсе нам – студентам факультета педагогики и психологии МПГУ – предложили выбрать тематику будущих курсовых работ. Мне было интересно практически всё, но я остановила свой выбор на самом необычном направлении – киберсоциализации человека. Не будь я таким активным пользователем Интернета, кто знает, захотелось ли бы мне исследовать это пространство! Писать курсовую работу было увлекательно: каждая новая идея – это маленький шаг к развитию теории киберсоциализации человека. Вы как мой научный руководитель поддерживали и продолжаете поддерживать по сей день все мои научные начинания. Ещё 9 лет назад это вдохновило меня на продолжение научной деятельности по выбранной тематике. Вторая курсовая, выпускная работа бакалавра. Практически ежегодно дипломы лауреата конкурса научных работ среди студентов МПГУ. Я считаю, что в курсовых и дипломе обязательно должно быть хотя бы небольшое, хотя бы крохотное научное открытие. В любой научный текст я стремлюсь привнести что-то новое – результаты последнего исследования или свежие теоретические идеи. Возможно, это как раз и пришлось по нраву строгому жюри. Потом магистерская диссертация. Затем долгий путь к защите кандидатской диссертации. Параллельно на протяжении почти 10 лет обучения – научные конференции, статьи…

–4–

Как Вы относитесь к ранней киберсоциализации подрастающего поколения, что происходит сейчас? В чём Вы видите принципиальные отличия детей «цифрового поколения» – поколения «Homo Cyberus» – от предыдущих поколений?

Любая киберсоциализация – «ранняя» или «поздняя» – должна быть прежде всего осознанной. Взрослый сам в состоянии отрефлексировать, почему он так много времени проводит в Интернете или играет в компьютерные игры, мобильные приложения. Со школьниками этот вопрос можно и нужно обсуждать и совместно рефлексировать. За ребёнка раннего и дошкольного возраста надо подумать. Понаблюдать за ним, чтобы понять, чем именно его привлекает другая реальность. А может, дело в том, что мы сами хотим от ребёнка тишины, пока занимаемся своими делами? Если технологии используются непродолжительное время, не подменяют предметную реальность и приносят пользу (например, дети смотрят мультфильмы или проходят развивающие квесты), а взрослые способны показать малышу красоту и увлекательность окружающего мира без гаджетов, в ранней киберсоциализации нет ничего страшного. Важен не факт ранней киберсоциализации, а её качество и отношение к ней.

Говоря об отличиях поколения «Homo Cyberus» от предыдущих, нельзя не заметить ухудшение внимания и памяти современных детей и молодёжи. Любая информация доступна, можно не стараться её запомнить, а легко найти в Интернете, когда она вновь понадобится. Если о позитивном – дети XXI века блестяще владеют компьютерными и интернет-технологиями, которые нужны как в повседневной, так и в учебной, а затем и профессиональной жизни.

–5–

Скажите, пожалуйста, какие главные проблемы и возможности Вы видите в процессе интеграции науки и социальных медиа?

Я очень позитивно отношусь к этому процессу. Исторически сложилось мнение, что наука для тех, кто в ней разбирается или мотивирован разобраться. Во многом это связано с научным стилем речи – как письменной, так и устной. Такой стиль готовы воспринимать не все. Попытка интеграции науки и социальных медиа способствовала появлению в Сети информации о научных достижениях, изложенной простым языком. Тем не менее, есть и проблемы. Как рассказать просто о сложном без потери качества? Что выбрать – достоверную и исчерпывающую научную информацию или широкую аудиторию подписчиков? Каждый человек и каждое сообщество, участвующие в этом процессе, отвечают на эти вопросы по-разному в зависимости от своих целей и ценностей.

Еще один позитивный момент: благодаря социальным медиа исследователям стало проще найти испытуемых. Однако и тут есть подводный камень. Является ли человек, заполняющий опросник, тем, за кого он выдает себя в Интернете?

Нельзя обойти стороной и возрастающий охват научных публикаций. Если раньше статьи учёных выходили только в печатных изданиях, то теперь многие научные журналы и сборники дублируют материалы на своих сайтах или вообще являются полностью электронными. Статьи, опубликованные в Сети, потенциально могут прочитать люди со всего земного шара. При этом возрастает риск плагиата. Скопировать чужую статью и затеряться среди огромного количества научных публикаций очень просто. При этом плагиат стало легче и выявлять, но не все авторы имеют желание и возможность тратить на это время.

–6–

В чём, по Вашему мнению, заключается цифровизация образования? Какие достоинства и недостатки есть у этого процесса?

На практике цифровизация образования заключается в возрастающей доступности в образовательных организациях цифровых, электронных, компьютерных и пр. средств, медиаресурсов и сервисов интернет-пространства. Появляются цифровые лаборатории. Такие новшества обычно более наглядны для учеников и студентов, что позволяет, к примеру, не просто представить, а своими глазами увидеть и понять сложный процесс практически в любой научной сфере. Другая сторона: не все они грамотные и продуманные, не все они имеют видимые преимущества перед традиционными средствами обучения, а просто их дублируют.

В последнее время очень популярна Московская электронная школа (МЭШ), в которой каждый учитель столицы может поделиться своей разработкой – сценарием урока, приложением и т.д. Разработки встречаются разные – от репродуктивных сценариев, имеющих мало отличий от презентаций PowerPoint, до интерактивных, способствующих творческой активности детей на уроке и позволяющих в игровой, исследовательской форме изучать школьный предмет.

Мы в МГПУ сейчас работаем над тем, чтобы авторы сценариев уроков в МЭШ максимально использовали возможности этой образовательной среды, в частности, создавали продуктивные интерактивные задания, предлагали интересные варианты взаимодействия учеников с видео- и аудиоконтентом и многое другое.

–7–

Валерия Кирилловна, Вы успешно защитили диссертацию по теме «Интернет-проектирование как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов». Как Вы считаете, каковы перспективы у интернет-проектирования в школьном и вузовском образовании? Сталкивались ли Вы с непринятием интернет-проектирования со стороны педагогов и/или учащихся? Что Вы предпринимали в этих случаях?

Интернет-проекты может создавать каждый – школьник и учитель, студент и преподаватель. Интернет-проектированию, как и любой другой деятельности, нужно обучать с опорой на психовозрастные особенности и возможности обучающихся.

Преподаватели и студенты откликаются на интернет-проектирование с живым интересом. Учителя чаще всего психологически не готовы к интернет-проектированию – сегодня школа живёт в эпоху перемен, что серьезно отражается на занятости педагогов и наличии у них свободного времени для освоения новых подходов и технологий. Сложилось так, что предлагаемые технологии часто воспринимаются школьными учителями как очередные поручения «сверху» и встречают один и тот же вопрос: «Кто и когда должен этим заниматься?». Административное введение интернет-проектирования не даст полезного результата. Поэтому опора в этом процессе – педагоги, которые сами захотели попробовать интернет-проектирование в своём учреждении: на уроках, а особенно во внеурочной деятельности. Я всегда это подчеркиваю. Путь к тому, чтобы интернет-проектирование стало такой же неотъемлемой частью образовательного процесса школы или вуза, долог. Привычная нам проектная деятельность тоже его проходила. Кто знает, может, через несколько лет и интернет-проектирование станет таким же привычным?

–8–

Какие советы Вы можете дать по продвижению странички в Интернете?

Похоже, общество устало от идеальных, глянцевых страниц в Сети, от которых веет так называемым «успехом». Поэтому мой совет – быть аутентичным и писать, если есть желание поделиться личной историей или профессиональной находкой, пригласить к обсуждению волнующих событий или показать фотографии и видеозаписи. Иными словами, не заниматься продвижением ради продвижения, а исходить из того, насколько публикуемая информация важна лично вам и полезна окружающим.

Если же мы говорим о продвижении не личной страницы, а сообщества, то добавлю еще одну рекомендацию: наряду с публикацией продукции рассказывать о людях, которые работают в организации или пользуются её услугами, так или иначе связаны с ней. Говорить на одном языке с подписчиками. Не давать усомниться в том, что за каждым постом, идеей, предложением стоит настоящий, живой человек, которому важно благополучие подписчиков страницы компании. «Втюхивать» уже не модно. В тренде польза.

–9–

Считается, что развитие проекта эффективнее в социальных интернет-сетях («ВКонтакте», Instagram). Правда ли это?

Совершенно верно. Благодаря социальным сетям Интернета вы быстрее увеличите охват, расширите географию своего проекта. Лента новостей – уже не просто набор новых записей, опубликованных у фрэндов, в группах и сообществах, на которые вы подписались. В ней появляются рекомендуемые записи, записи друзей друзей и т.д. При этом пользователи становятся более разборчивыми и не ведутся на прямую рекламу, между сообществами в социальных интернет-сетях усиливается конкуренция за подписчиков, заставляя искать всё новые способы продвижения контента. Развитие проекта в социальных интернет-сетях с каждым годом всё сложнее, но тем интереснее.

–10–

Валерия Кирилловна, Вы сейчас работаете начальником информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ. Что Вы можете рассказать нам о своей профессиональной киберсоциализации?

Профессиональная киберсоциализация преобладает, так как рабочие задачи процентов на девяносто решаются в Интернете. Мы освещаем мероприятия Института системных проектов на сайте, в социальных интернет-сетях, ищем всё новые способы заинтересовать подписчиков. Работаем с рукописями и готовим к публикации научные статьи. Много общаемся. Взаимодействие между сотрудниками университета часто происходит не только лично, но и в Сети – по электронной почте, видеосвязи, с помощью мессенджеров. Отдельный и очень интересный формат работы – в «облаке», где можно совместно создавать и редактировать файлы, а также оставлять друг другу комментарии. Это отличная возможность для моего саморазвития в качестве руководителя – нужно ставить понятные задачи в условиях опосредованной коммуникации. А ещё никто не отменял развитие вовлеченности и сплочённости сотрудников – это тоже можно реализовывать в процессе интернет-взаимодействия.

–11–

Киберсоциализация на рубеже XX-XXI вв. стала популярным видом социализации современного человека. Сеть стала востребованным пространством неформального просвещения и социального воспитания молодежи. Какие идеи и перспективы развития теории киберсоциализации человека и киберпедагогики наиболее Вам близки и почему?

Любые выходы на практику – от разработки рекомендаций и лайфхаков, связанных с киберсоциализацией, до проведения обучающих курсов. Онлайн-образование и обучение киберкомпетенциям набирает обороты, поэтому, имея такую значительную и проработанную теоретическую базу, можно создавать качественные продукты в сфере образования.

–12–

Валерия Кирилловна, поделитесь, пожалуйста, своим прогнозом на будущее: как будут развиваться технологии, как они будут менять жизнь человека, образование и воспитание подрастающих поколений?

Технологии уже давно стали нашими помощниками в повседневной жизни. Покупка вещей и еды, заказ такси, бронирование номера в гостинице, запись на интересующие мероприятия, дистанционные курсы через Интернет или мобильные приложения – лишь несколько примеров. Текущее развитие подобных сервисов движется к тому, чтобы, нажав 1-2 кнопки, человек получал нужный ему результат практически в любой сфере жизни. Уйдет в прошлое понятие пользовательского интерфейса. Как сказал Илья Бирман, «пусть потеет машина» (не нужно заставлять человека считать в уме, запоминать путь к файлу, сверять с бумажкой код доступа и т.д. – этим должна заниматься автоматизированная система). Полагаю, для этого особое внимание будет уделяться исследованию и развитию искусственного интеллекта, чат-ботов и других роботизированных помощников, обратной связи между человеком и онлайн-сервисом. В области образования, могу предположить, станет важным умение разбираться в потоке информации и подбирать действительно стоящий контент – возможно, скоро на этом будут основываться популярные онлайн-курсы и сервисы.

–13–

Ваши дальнейшие творческие планы?

Продолжать исследования в области киберсоциализации человека. Усилить теоретическую и методическую базу интернет-проектирования. Продвинуться в том, чтобы интернет-проектирование заинтересовало не только преподавателей вузов, но и школьных учителей. Апробировать несколько авторских упражнений, классифицировать существующие интернет-проекты и проекты, созданные с использованием сети Интернет.

–14–

Валерия Кирилловна, что ещё Вы хотите сказать и пожелать пользователям нашего информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus»?

Наши пользователи – это учёные и педагоги, психологи: начинающие и состоявшиеся. Вне зависимости от того, как давно вы пришли в свою сферу, я желаю вам всегда быть увлечёнными и влюблёнными в дело, которым вы занимаетесь!

Беседовал Владимир Плешаков
май 2019