Интервью с Виктором Юрьевичем Меновщиковым
«…Задача становления интернет-консультирования и интернет-психотерапии в России … в целом решена»
Меновщиков Виктор Юрьевич – кандидат психологических наук, доцент, ректор Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Института), президент Федерации психологов-консультантов (ФПК России), супервизор Московской службы психологической помощи населению, автор руководств «Введение в психологическое консультирование», «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями», «Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете», член Международного общества психического здоровья онлайн (ISMHO, США), Член Общества человеко-центрированного подхода (Москва, Россия).
Уважаемый Виктор Юрьевич, Вы являетесь признанным специалистом в области киберпсихологии, экспертом в сфере консультирования и терапии в киберпространстве, разрешите обратиться к Вам с вопросами:
–1–
Виктор Юрьевич, как давно и при каких условиях зародился Ваш интерес к практической киберпсихологии? Расскажите, пожалуйста, с чего всё начиналось.
Мой интерес к киберпсихологии, а точнее, первоначально, к консультированию через Интернет, возник в 2006 году, когда я принял решение изменить тему своей докторской диссертации, посвящённой психологической помощи в системе социальной защиты, на что-то более современное, действительно не изученное… Именно тогда, я начал искать ресурсы и людей, которые занимаются психологической помощью через Интернет, и нашёл. Это были проекты ПСИОНЛАЙН и ПРОФКОНСУЛЬТАНТ.РУ На втором из них я проработал в качестве интернет-консультанта в течение года…
При этом, стоит заметить, что начинал я далеко не с нуля. Пробам психологической помощи в Интернете предшествовала многолетняя практическая работа в области психологического консультирования и психотерапии (с 1991 года). И, прежде всего, работа на Телефонах Доверия и занятия консультированием через переписку по обычной почте.
В 2007 году я установил контакты с зарубежными коллегами, которые имели опыт практической киберпсихологии с конца 80-х – начала 90-х и стал членом Международного Общества Психического здоровья Онлайн (США). Это помогло мне быстро приобщиться к уже имевшемуся на тот момент времени мировому опыту.
–2–
В чём, на Ваш взгляд, специфика и главные особенности работы психолога и психотерапевта с клиентом посредством использования возможностей и ресурсов киберпространства?
Это очень большой вопрос, на который невозможно ответить в кратком интервью. Каждый способ работы с клиентом в Интернете (скайп-консультирование, аудио-звонки, чат, форум, переписка и т.д.) имеет свои особенности! И они совершенно разные!
В качестве примера приведу, пожалуй, возможности и особенности переписки по электронной почте. Здесь нет никаких проблем планирования или других трудностей, связанных с определённым временем встречи. Различные часовые пояса не являются препятствием. Удобство ответа: Вы отвечаете тогда, когда готовы и способны ответить. Есть расширенная «зона для рефлексии», которая позволяет терапевту и клиенту думать и составлять ответ. Например, для клиента, это могло бы иметь важное значения при проблемах импульсивности, стимулируя наблюдающее Эго, и процесс прорабатывания проблемы. Терапевту это даёт возможность более тщательно запланировать ответы и управлять реакциями контрпереноса более эффективно. И, конечно, это даёт беспрецедентный уровень анонимности и конфиденциальности, который многие клиенты очень ценят…
–3–
Какую роль Ваша деятельность в области киберпсихологии сыграла в становлении Федерации психологов-консультантов России, учреждении научно-практического журнала «Психологическое консультирование онлайн» и создании Вами Института консультативной психологии и консалтинга? Как развивается Федерация, Институт и журнал сегодня?
Коротко говоря: ведущую, основополагающую (улыбаюсь).
Не будь этого интереса и этой деятельности, не было бы ни Федерации, ни журнала… А Институт имел бы несколько иную направленность.
Идея создания Федерации Психологов-Консультантов Онлайн пришла ко мне в 2009 году, после общения с разными людьми и коллегами-психологами, особенно на портале «Профессионалы.ру». Я понял, насколько тема киберпсихологии продолжает являться дискуссионной и не понимается, и не принимается, не только дилетантами, но и многими профессионалами. Я убедился в том, что её нужно профессионально развивать и продвигать… Доказывать и показывать эффективность интернет-консультирования, изучать эффективность интернет-психотерапии и т.п.
Федерация Психологов-Консультантов Онлайн в 2014 году была реорганизована в Федерацию Психологов-Консультантов России. И это не только географическое расширение (в Федерацию на сегодня входит более 160 членов из 40 субъектов РФ, от Севастополя до Южно-Сахалинска), но и содержательное расширение. Федерация перестала ориентироваться исключительно на киберпсихологию и кибертерапию. Её члены занимаются психологическим консультированием в любых форматах (очно, по телефону, через Интернет…). А основной целью стало развитие консультативной психологии как области науки и практики, а не доказательство эффективности дистантного консультирования.
Это произошло, в том числе, потому, что задача становления интернет-консультирования и интернет-психотерапии в России была, в целом, решена.
Решена не только нашими и международными усилиями, но самой жизнью, практикой психологической помощи. Как говорит один мой коллега: «Теперь только ленивый не работает в Интернете»!
Однако это не говорит о том, что проблемой не нужно больше заниматься. Заниматься нужно! Прежде всего, потому, что остаётся огромное количество «белых пятен» в теории киберпсихологии и кибертерапии, а в практике, по нашему мнению, цветёт массовый непрофессионализм…
–4–
Расскажите, пожалуйста, о Вашей книге «Психотерапия и психологическое консультирование в Интернете», изданной в 2010 году: как пришла идея её написания, как рождалась рукопись, что бы Вы написали по-другому в ней сейчас, спустя годы?
Идея написания пришла ко мне где-то в начале 2007 года, когда я убедился в том, что в России нет никаких не то чтобы книг, а даже статей, посвященных теме интернет-консультирования. У книги, написанной к середине 2007 года, прежде всего по материалам зарубежных, переведённых мною статей, оказалась непростая судьба. Её отказались печатать сразу несколько уважаемых мною издательств психологической литературы…
На мой взгляд, эти отказы соответствовали уровню понимания проблематики киберпсихологии и терапии того времени. Это был период, когда многие учёные, «доценты с кандидатами», говорили мне примерно так: «Ерундой вы, Виктор Юрьевич, занимаетесь… Никакого психологического консультирования в Интернете быть не может, а психотерапии тем более… Клиенты над вами шутят, а если не шутят, то вы им всё равно не поможете…».
В конце 2007 года мне пришлось опубликовать свою рукопись в Интернете под названием «Психологическая помощь в сети Интернет».
Сама жизнь опровергла утверждения скептиков. Уже в 2011 году мною был создан сектор интернет-консультирования в крупнейшей консультативной службе России – Московской службе психологической помощи населению.
На сегодня к нам ежедневно обращается через Интернет в среднем 40 человек… У меня и у моих коллег 3-6 скайп-приёмов в день, плюс переписка с людьми со всей России… И с русскими, живущими за рубежом…
А количество психологов, работающих в Интернете частным образом, огромно и уже не поддается учёту…
Кроме того, многочисленные исследования зарубежных учёных (выборка составила более 11 000 человек) также подтвердили эффективность самых разных способов интернет-консультирования и интернет-психотерапии.
Собственно, книга «Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете» в 2014-2015 годах была полностью переработана и вновь издана.
В отличие от издания 2010 года в ней описаны практически все виды психотерапии через Интернет. Приведена новая, расширенная классификация методов психологической помощи, реальная статистика обращений клиентов, данные новых научных исследований и многое другое…
–5–
Сегодня учёные разных областей наук и сами родители говорят о том, что дети, родившиеся на рубеже XX-XXI вв., совсем другие, чем были раньше. Вы тоже так считаете? Если да, то в чём Вы видите принципиальное отличие в психологии детей «цифрового поколения» – поколения «Homo Cyberus» – от предыдущих поколений?
Честно говоря, о детях я знаю немного (улыбаюсь).
Я никогда не занимался детской психологией, не работал с детьми и подростками… Мои рассуждения сводятся к рассуждениям обычного обывателя. Я, как и многие другие люди, считаю, что да, дети отличаются! Однако я не думаю, что эти отличия так глобальны. Дети с лёгкостью вошли в киберпространство, они ориентируются в технических устройствах уже в свои 3-4 года… Но они по-прежнему дети, переживающие те же возрастные и личные кризисы, терпящие неудачу или добивающиеся успеха, страдающие и любящие и т.д.
–6–
Кстати, Вы и Ваши коллеги консультируете детей и их родителей онлайн? Если да, то по каким вопросам чаще всего обращаются?
Нет, мы не консультируем детей и мало консультируем родителей онлайн. Наш профиль – взрослые люди и их взрослые проблемы (супружеские и семейные неурядицы, измены и разводы, психические, эмоциональные расстройства, кризисы и т.п.).
Родители иногда к нам обращаются с вопросами воспитания. Чаще всего, мы перенаправляем их в специализированные детские службы, на общероссийский детско-родительский Телефон Доверия 8-800-2000-122.
–7–
Виктор Юрьевич, считаете ли Вы интернет-пространство ресурсом для личностного развития человека? Если да, то, по Вашему экспертному мнению, с данной целью для людей какого возраста наиболее полезна Сеть, какие её ресурсы Вы порекомендуете?
Безусловно считаю!
Ещё раз повторю, я не работал и не работаю с детьми и подростками. Поэтому не берусь судить, насколько полезно для них интернет-пространство. Хотя, предполагаю, что полезно…
Безусловно, оно полезно для тех, кто относится к наиболее продуктивному, работоспособному возрасту, для людей от 25 до 55 лет.
В Сети на сегодня можно найти всё, что соответствует твоим профессиональным и личным интересам! Интернет является ресурсом, как для работы, так и для творчества, и для науки, и для нахождения психологической поддержки…
Моя специализация относится к области помогающей психологии, поэтому я рекомендовал бы коллегам и потенциальным клиентам, прежде всего, психологические ресурсы Интернета.
Вот некоторые из них:
Ресурсы для профессиональных психологов:
http://cyberpsy.ru/periodicals/cyberpsychology-behavior-and-social-networking
Психологическая помощь взрослым:
Психологическая помощь детям и подросткам:
–8–
Киберсоциализация на рубеже XX-XXI вв. стала популярным видом социализации современного человека. Сеть сегодня является каждодневной площадкой для общения, игры, познания и работы многих людей разного возраста. Какие идеи и перспективы развития теории и практики киберсоциализации человека Вам близки?
Я знаком со многими работами А.Е. Войскунского и с ним лично. Мне близки и понятны его идеи относительно того, что с психологической точки зрения применение информационных орудий есть современный этап знакового опосредствования деятельности. По сути, речь идёт о понятийной системе культурно-исторической психологии, но с позиций сегодняшнего дня. Сервисы Интернета предоставляют «адекватные ресурсы как для «коммуникативной, так и играющей, и познающей личности».
Похоже, что в нашей стране идеи киберсоциализации наиболее продуктивно развиваются в научной школе А.В. Мудрика и это можно только приветствовать.
Но, прежде всего, меня интересует всё то, что касается психологической помощи через Интернет – идеи и научные разработки Ази Барака и Джона Сулера, Майкла Фенишела и др. Этими авторами показано положительное влияние самых различных сетевых возможностей на личность человека, страдающего от психологических проблем (в том числе, не только различных способов консультирования и психотерапии, но и онлайн-игр, ведения блогов, разнообразной групповой активности и т.д.). Я считаю, что в России этим нужно заниматься гораздо шире и предметнее, чем это есть на сегодняшний день.
–9–
Киберпсихологию во всём мире и в России называют перспективным направлением исследований и практики. Можете ли Вы назвать её актуальные задачи, скажем, на ближайшие 5-10 лет? Что делается уже сегодня для их решения?
Благодаря усилиям А.Е. Войскунского и его коллег рассмотрено развитие киберпсихологии в России в качестве нового направления именно внутри психологической науки (http://ru-cyberpsy.blogspot.com/2011/04/blog-post_17.html).
Актуальными я считаю следующие задачи:
1) Психологические исследования (не просто исследование общения, познания, опосредствованных компьютером у здоровых людей, а исследования в наиболее неизученных и перспективных областях, таких как Семантик Веб. Разработка инструментов помощи инвалидам с поражениями различных функций мозга, речи, движения и т.п.
2) Разработка терапевтических приложений виртуальной реальности, в том числе, с добавлением восприятия вкуса, запаха, ощущения на расстоянии…
3) Объединение разных специалистов, занимающихся проблемами киберреальности в команды, мультидисциплинарность.
4) Нахождение интеграции и баланса онлайн и оффлайн-стилей жизни.
5) Ну и, конечно, развитие разных направлений и способов е-терапии и научных исследований её процесса.
На сегодня уже существуют исследования в части из перечисленных мною тем. Например, я с удивлением прочитал о том, что восприятия вкуса, запаха, ощущения на расстоянии уже показано в отдельных экспериментах.
–10–
Виктор Юрьевич, что ещё Вы хотите сказать и пожелать пользователям ресурсов нашего информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus»?
Желаю всем не бояться киберреальности, а активно её исследовать и применять в практике! На благо себе и окружающим людям, всему мировому сообществу…
Беседовал Владимир Плешаков
Июнь 2018