Киберсоциализация в Институте психологии Российской Академии Наук (24 мая 2018 года)

24 мая 2018 года в Институте психологии РАН состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» по теме «Психологические последствия киберсоциализации личности».

Организаторы – Институт психологии РАН (г. Москва) и Академия ФСИН России (г. Рязань).

 

На Семинар были заявлены и обсуждались следующие вопросы:

– анализ проблемы развития личности в контексте киберсоциализации;

– влияние киберпространства на жизнедеятельность человека: процессы трансформации сознания, речи, общения, поведения;

– психологические аспекты взаимодействия современной образовательной среды и киберпространства;

– проблема ценностных ориентаций личности в киберпространстве;

– психологические особенности киберсоциализации личности на различных этапах онтогенеза;

– психология межличностных и групповых отношений в контексте киберсоциализации;

– влияние киберсоциализации на сферу досуга детей и подростков: ресурсы, риски и психолого-педагогическое сопровождение случаев негативного влияния на психологическое здоровье;

– психологическая безопасность киберсоциализации личности;

– психологические детерминанты позитивной и негативной киберсоциализации;

– особенности развития правосознания личности в контексте киберсоциализации;

– профессиональная компетентность и киберсоциализация;

– проблемы служебной репутации в контексте киберсоциализации;

– психология позитивной киберсоциализации.

В 11.30, строго согласно программе мероприятия, с вступительным словом выступили Журавлев Анатолий Лактионович – и.о. научного руководителя Института психологии РАН, академик РАН, доктор психологических наук, профессор и Юревич Андрей Владиславович – заместитель директора по науке ИП РАН, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, модератор Семинара, обозначив основные направления работы.

Протокол Семинара вела ведущий научный сотрудник ИПРАН, кандидат психологических наук, доцент Савченко Татьяна Николаевна.

Основным докладом Семинара являлось сообщение Плешакова Владимира Андреевича  профессора кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидата педагогических наук, доцента, главного редактора интернет-портала "Homo  Cyberus", автора термина и теории киберсоциализации человека  «О психологии киберсоциализации человека».

Демонстрируя презентацию к докладу, Плешаков В.А. начал с того, что человечество в XXI веке продолжает эволюционировать по пути информатизации, интернетизации, гаджетизации.

Он поделился соображением, что, по его мнению, наступила эпоха киберсоциализации – социализации личности в символьно-знаковой реальности, представленной сетью Интернет и пространством мобильных технологий сотовой связи. Соответственно, в процессе и результате киберсоциализации трансформируется мировоззрение, самосознание, мотивы и потребности личности, культура усвоения и воспроизводства ролей, ценностей, норм и правил жизнедеятельности.

Владимир Андреевич сказал, что человеку киберсоциализирующемуся – «Homo Cyberus»’у – в XXI веке приходится учиться комфортно жить на стыке двух реальностей: киберреальности и классической предметной действительности, оперативно переключаясь между ними и конструктивно совмещая их, а также учиться разумно использовать технологии и гаджеты именно как «умные» средства оптимизации жизнедеятельности.

Далее подчеркнул, что основными векторы киберсоциализации являются: киберкоммуникация, досуг, познание и работа в Сети. В рамках каждого вектора есть опасности, возможности и необходимость целенаправленного формирования культуры киберсоциализации. Именно для осуществления информационно-просветительской деятельности и научно-профессионального сопровождения киберсоциализации человека узким коллективом единомышленников был создан информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru), цель которого – повышение осмысленности, сознательности и рациональности безопасного использования людьми ресурсов и возможностей киберпространства.

Владимир Андреевич пригласил всех желающих к сотрудничеству также в «Академию киберсоциализации «Homo Cyberus» (https://vk.com/cybersocialization).

Продолжил выступления Семинара Пищелко Александр Валериевич  профессор кафедры психологии, социологии, государственного и муниципального управления Российского университета транспорта, доктор педагогических наук, профессор  докладом «Негативные последствия жизнедеятельности в киберпространстве», обозначив негативные аспекты и результаты киберсоциализации, сделав акцент на возникновении новой реальности – гибридного пространства жизнедеятельности.

Александр Валерьевич высказал своё согласие с Плешаковым В.А. в том, что под воздействием сетевой информационной среды происходит модификация структуры самосознания и потребностно-мотивационной структуры личности в контексте интеграции в киберпространство.

   

Гарник Сергей Валентинович  профессор РТА ФТС России, ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, профессор ГУУ, доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор  сделал доклад «Современная социализация личности в условиях складывающихся внутренних и внешних угроз безопасности России», обозначив проблему социализации личности в условиях влияния на этот процесс развития цифровых технологий, с одной стороны, с другой – существующих внутренних и внешних угроз социальной безопасности России, способности противостоять им в XXI веке, в динамично меняющихся реалиях.

Сергей Валентинович отметил, что в условиях бурного развития цифровых коммуникативных технологий, наблюдаемого в последние годы, киберсоциализация, как социальное явление, приобретает гипертрофированные черты, превращаясь иногда в «гиперкиберсоциализацию». Соответственно, негативные последствия от использования цифровых технологий при коммуникации создают угрозы социальной безопасности и безопасности развития личности.

Он подчеркнул, что сама киберсоциализация является следствием научно-технического прогресса и не имеет альтернативы. Однако, необходимо, используя (в том числе и в образовательном процессе) позитивные особенности этого явления современной жизни, противостоять угрозам, вытекающим из его неконтролируемого использования.

Далее поделился соображением, что представляется необходимым определённая регламентация и организация контроля использования современных коммуникативных технологий некоторыми категориями пользователей. В первую очередь, это касается детей и подростков, особенно тех, которые находятся в местах коллективного проживания (постоянно или временно). Речь идет об интернатных учебных заведениях (и их разновидностях), воспитательных учреждениях, детских городках (детских деревнях типа SOS-villages и др.), летних оздоровительных лагерях, поскольку цифровые технологии, в первую очередь, интернет-пространство, приобретают здесь черты «коллективного организатора» иногда – дестабилизирующего социальную стабильность. В особенной степени это относится к лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. При этом особого внимания в этой требуют проблемы распространения экстремистских идей при использовании цифровых технологий коммуникации. Число жертв терроризма растёт в XXI веке и не только в национальном, но и в международном масштабе, создавая дополнительные угрозы для населения, а средством распространения этих угроз все больше становятся кибертехнологии.

Сергей Валентинович отметил, что основным средством профилактики нарастания внутренних угроз национальной безопасности при применении цифровых коммуникативных технологий ему представляется обозначенная Плешаковым В.А. необходимость и пути формирования соответствующего уровня социальной культуры в контексте киберсоциализации молодёжи.

Ениколопов Сергей Николаевич – заведующий отделом медицинской психологии ФГНБУ «Научный центр психического здоровья», кандидат психологических наук – в докладе «Агрессия в онлайн и офлайн-среде» рассказал о природе агрессии, обратил внимание на эмоциональную сферу и особенности характера людей, влияющих на возникновение у «жителей» Интернета агрессивных проявлений в поведении.

Он пояснил, что агрессия, наблюдаемая в Сети, возникает в структуре поисковой активности в результате неопределенности границы Я и импульсивности – типичных черт «жителя» Сети, отличающегося циклотимичностью и дезакцентуацией характера по шкалам педантизма и застревания. Сергей Николаевич показал, что интернет-культура с позиции стороннего (инокультурного) наблюдателя приводит человека к вседозволенности, а тем людям, которым затруднительно на личностном уровне добиваться желаемого, эта культура предстает пространство для свободы самоопределения и самореализации. Агрессивное поведение «жителей» Сети (интернет-девиантов, хакеров и чат-грубиянов) выступает как «санкционированное насилие» в отношении правил чужой культуры, стремящейся ограничить права и свободы «коренных народов» Сети.

Черемисова Ирина Валерьяновна – заведующий кафедрой психологии ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», доктор психологических наук, доцент  сделала доклад «Развитие вторичной музыкальной личности в контексте киберсоциализации: эстетико-семиотический подход».

В своём докладе она представила позицию, заключающуюся в том, что для предотвращения негативных последствий киберсоциализации личности необходимо развивать общую культуру, способствовать одухотворению, «очеловечиванию» личности. Она обратила внимание на то, что классическое музыкальное искусство является эффективным и доступным средством защиты от манипуляции сознанием, от вредоносного воздействия информационного потока насилия, жестокости, порой откровенной порнографии в интернет-пространстве.

Ирина Валерьевна подчеркнула, что развитие вторичной музыкальной личности в процессе различных видов музыкальной деятельности на всех этапах образования способствует когнитивному и личностному развитию. Необходимость массового музыкального образования обусловлена выводами учёных о том, что музыкальность как природное свойство, присуща каждому человеку. С позиции её авторского эстетико-семиотического подхода, музыка понимается как сложный психосемантический текст, наполненный общечеловеческими и личностными смыслами. Восприятие шедевров классической музыки детерминирует творческое развитие личности, способствует духовно-нравственному личностному развитию, укрепляет потребности личности в самореализации и самоактуализации. Особую актуальность и значимость это имеет в отношении детей и молодёжи.

Никулова Екатерина Александровна – доцент кафедры экономической психологии и психологии труда НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», кандидат психологических наук – выступила с докладом «Самореализация личности в процессе киберсоциализации». В своём выступлении она постаралась раскрыть ключевые особенности самореализации личности в киберпространстве.

 

Терелянская Ирина Васильевна – доцент кафедры психологии ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», кандидат психологических наук  сделала доклад «Интернет-аддикция: формирование, проявление, последствия». В своём выступлении она представила результаты исследования, направленного на изучение физиологических и психологических процессов, приводящих к формированию интернет-зависимости, выделила негативные последствия стремительного темпа развития Интернета, раскрыла суть понятия «интернет-аддикция», показав её отрицательное влияние на личность, обозначила этапы коррекционной и профилактической работы с аддиктами.

После перерыва на обед, в 15.15 работу Семинара продолжил Пестов Сергей Владимирович – генеральный директор автономной некоммерческой организации «Интернациональный центр спасения детей от киберпреступлений» – докладом «Распространение противоправного контента, как причина деструктивного поведения несовершеннолетних».

В своём выступлении Сергей Владимирович привёл страшную официальную статистику по несовершеннолетним жертвам киберпреступлений в мире и в России, рассказал некоторые истории и поделился опытом работы и помощи им. Его доклад не оставил никого из присутствующих равнодушными, породив массу вопросов. Пестов С.В. также пригласил всех желающих к сотрудничеству на сайт своей организации: http://62ru.ru.

Лебедев Игорь Борисович – профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор и Султанова Алина Маратовна – курсант 2 «П» курса международно-правового факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя – сделали доклад «Десенсибилизирующее воздействие компьютерных игр на психику учащейся молодежи».

Игорем Борисовичем в выступлении были отмечены основные пути психологической коррекции с целью нивелирования влияния негативных последствий киберпространства. Была показана роль психолога в снижении негативных последствий компьютерных игр на психику человека и предложен ряд психокоррекционных мероприятий. По авторскому мнению, одним из способов психологической коррекции является психофизический тренинг, который способствует адаптации психики к различным отрицательным воздействиям киберпространства. Был продемонстрирован видеоролик, освещающий основную задумку психофизического тренинга и упражнения, направленные на психологическую коррекцию, а также на развитие определенных психических функций.

Чуманов Юрий Викторович – адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, старший лейтенант полиции и Милюкова Юлия Дмитриевна, курсант института психологии служебной деятельности ОВД РФ, сержант полиции – сделали доклад «Развитие профессиональной компетентности у курсантов образовательных организаций МВД России посредством киберсоциализации».

В презентации к докладу было наглядно продемонстрировано оснащение компьютерными и мультимедийными приборами учебных аудиторий и компьютерных центров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Докладчиками была особо подчеркнута позитивная роль киберпространства и компьютерных технологий в развитии профессиональной компетентности. Авторы поделились положительным опытом использования компьютерных технологий, отметили для каких подразделений органов внутренних дел и профессиональных задач важно осваивать компьютерные технологии и формировать умения работы в киберпространстве.

Симакова Татьяна Александровна – ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент и Ковальчук Илья Александрович – преподаватель кафедры общей психологии Академии ФСИН России – сделали доклад «Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциализации».

В своём выступлении они показали, что комплексное совершенствование уровня профессиональной подготовленности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в настоящее время предполагает поиск сбалансированной интеграции ресурсов и возможностей киберсоциализации. Отсутствие целенаправленного сопровождения киберсоциализации в контексте образовательной деятельности на этапе вузовской подготовки специалистов способно порождать деструктивные проявления в формах киберзависимости, правового инфантилизма, кибераддикций и делинквентности.

Они, в презентации к докладу представив результаты пилотажного исследования по обозначенным вопросам, подчеркнули, что психологическое сопровождение предполагает определение психологических маркеров негативной киберсоциализации, механизмов позитивной киберсоциализации, разработку диагностического инструментария, позволяющего портретировать субъектов киберсоциализации для определения индивидуальных траекторий в процессе профессионального образования.

Завершила Семинар Гаврина Елена Евгеньевна – начальник кафедры общей психологии Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, полковник внутренней службы – докладом «Профилактика антирепутационного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России в киберпространстве».

Её доклад был посвящён анализу ситуаций общения в киберпространстве курсантов Академии ФСИН России, способствующих потере их репутации, как сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Елена Евгеньевна обозначила мероприятия, проводимые в Академии ФСИН России по обучению курсантов формированию, поддержанию и сохранению репутации действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы в киберпространстве. Она указала, что обучение правилам общения в киберпространстве необходимо для будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы не только для сохранения репутации, но и для обеспечения собственной безопасности, так как их профессиональная деятельность связана с работой с осужденными. В презентации она представила результаты пилотажного исследования, направленного на изучение знаний, умений и навыков курсантов Академии ФСИН России по формированию и сохранению личной репутации в киберпространстве.

Ещё четыре заявленных в программе доклада «Киберпространство как фактор развития негативных психических состояний у подростков», «Влияние киберпространства на развитие профессионального самосознания», «Активная борьба с вредоносной информацией как необходимый компонент обеспечения антикриминальной безопасности» и «Формирование профессиональных компетенций у учащейся молодежи в условиях киберпространства» не прозвучали.

После подведения итогов Семинара его участники определили перспективные направления дальнейшего очного и дистанционного взаимодействия. Работаем!

С фотоотчетом работы Всероссийского научно-практического семинара «Прикладная юридическая психология» по теме «Психологические последствия киберсоциализации личности» можно ознакомиться тут.

© "Homo Cyberus"