Интервью с В.А. Плешаковым - Главным редактором информационно-просветительского интернет-портала "Homo Cyberus"

 

 

«Исповедь

первого

Homo Cyberus»

 

 

 

 

1

– Владимир Андреевич, расскажите, пожалуйста, что или кто вдохновил Вас на создание теории киберсоциализации человека?

– Очень серьезный вопрос для меня.

Я постараюсь на примерах из своей жизни объяснить почему.

(Задумывается…)

Когда я был еще маленьким ребёнком и играл в солдатики в начале 80-х годов XX века, помню, представлял, будто они живые и сами сражаются друг с другом, а я ими только управляю, приказываю, веду в бой. Наверное, именно это детское воспоминание о создании, говоря научно, «ментальных воображаемых виртуальных (т.е. возможных, но не существующих) реальностей» и можно назвать отправной точкой моей будущей профессиональной работы над теорией киберсоциализации человека.

Когда я учился в старших классах школы (в начале 90-х годов), то на уроках информатики имел честь впервые познакомиться с компьютерами, это были ЭВМ «Электроника БК-0010» и «Электроника БК-0011»[1], что производили в СССР. Нас – школьников старших классов – учили тому, как устроена эта техника, объясняли, как вводить данные и программировать на «Бейсике». Я даже имею удостоверение, в котором гордо написано, что тов. Плешаков Владимир Андреевич обучался в средней школе № 22 города Подольска Московской области и окончил в 1994 году полный курс производственного обучения по профессии и (специальности) «оператор-программист ПЭВМ»! Я помню, как нас увлекали эти занятия, как было удивительно интересно и одновременно сложно осваивать языки программирования. И, конечно же, была возможность поиграть в компьютерные игры тех лет с простой графикой, но наиувлекательнейшим геймплеем.

Я даже каждый новый год под елкой оставлял письмо Деду Морозу (конечно, уже давно зная, что его не существует, что адресованное ему письмо прочитают родители) с просьбой подарить мне за отличное поведение и успехи в учебе (учился-то я практически на одни пятерки) компьютер (улыбается…)

Когда я в 1994 году поступил и до 1999 года учился в своей «alma mater» – Московском педагогическом государственном университете (бывшем МГПИ им. В.И. Ленина), то любил бывать в гостях у моего однокурсника Константина Суворова. После учебы мы с ним по очереди могли часами играть в компьютерные игры на его Pentium с ОС Windows 95. Именно на его компьютере я познакомился с сериями компьютерных игр «King's Quest», «Wolfenstein», «Warcraft: Orcs and Humans» и «Warcraft II», «Doom», «Quake» и другими проектами гейминдустрии, ныне ставшими уже классикой.

(Смеясь…) Уверенно могу сказать, что «геймерами не рождаются, геймерами становятся!» И что «бывших геймеров не бывает»!

Определенно, эта «геймсоциализация» сыграла значимую роль в моем личностном становлении и стала тем самым «якорем» для оформления научных идей социализации личности в киберпространстве в дальнейшем!

К началу 5 курса своего обучения в университете я смог купить свой первый персональный компьютер. На его приобретение мне удалось накопить определенную сумму, благодаря тому, что я каждое лето работал вожатым в детских оздоровительных лагерях, плюс недостающее добавили родители. И я стал счастливым обладателем Pentium II! Конечно же, официальным аргументом для любимых родителей было то, что так удобнее писать дипломную работу (до этого курсовые-то я писал от руки, а одну курсовую печатал на специально купленной для этого печатной машинке). Но я же мог делать не только это! На нем мне довелось осваивать не только и не сколько MS Office, сколько всякие-разные компьютерные программы, модемный Интернет, продолжать путешествие по игровым вселенным. Особенно мне нравилось играть в цивилизацию «Sid Meier's Civilization», стратегию «Heroes of Might and Magic II» и игры в жанре RPG «Might and Magic VII: For Blood and Honor» и «Might and Magic VIII: Day of the Destroyer».

И все это не помешало мне в срок сделать дипломную работу, закончить высшее образование и получить красный диплом.

Несмотря на то, что я вел для того времени активную жизнь в киберпространстве, профессионально изучением данного феномена я еще не занимался. Я сам шел путем киберсоциализации (хоть термина и не было еще), не задумываясь тогда про это.

 

2

– Владимир Андреевич, так как все-таки родился сам термин «киберсоциализация»? Что за событие привело к этому? Наверное, не случайно это произошло!

– Да, Вы правы. Это произошло не случайно.

Обучаясь в аспирантуре, я так же усердно трудился, накапливал необходимые знания (которые и привели меня впоследствии к созданию теории киберсоциализации человека), разрабатывал свои идеи. За научные успехи и достижения я даже стал сначала лауреатом именной стипендии Правительства РФ (2000 г.), а затем лауреатом именной стипендии Президента РФ (2001 г.), которую мне вручал В.В. Путин 1 сентября 2001 года в главном корпусе МПГУ на Фрунзенской.

После успешной защиты кандидатской диссертации по педагогике в 2002 году (кстати, помню, когда уставал писать текст работы, запускал на компьютере шутер «Return to Castle Wolfenstein» и позволял себе выплеснуть накопившуюся усталость), я несколько лет продолжал исследования в области разрабатываемой мною психовозрастной онтологии в рамках своей первой теории – теории психовозрастного статуса человека. Кстати, исследования в данном направлении я проводил со студенческих времен на протяжении целых 15 лет – с 1995 по 2010 год.

Так вот, дело было в 2005 году, в конце мая – начале июня.

Я был членом государственной экзаменационной комиссии и принимал выпускные экзамены у студентов, присутствовал на защите их дипломных работ. Что называется, был всегда строг, но справедлив. Любил задавать уточняющие и дополнительные вопросы отвечающим. Тогда мой учитель и наставник Анатолий Викторович Мудрик (будучи тоже членом государственной экзаменационной комиссии), пока студенты готовили ответы на вопросы билетов, спросил меня что-то типа:

«Вовка (он часто обращался ко мне именно так тогда, но всегда на Вы!), а как Вы считаете, Интернет – это какой фактор социализации?»

И я, отвечая ему, рассуждал примерно так: «Интернет, безусловно, средство массовой коммуникации – СМК, т.е. относится к мезофакторам социализации, но с теми темпами развития Сети, как сейчас, уже пора говорить, что Интернет – это мегафактор социализации».

В тот же год член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор А.В. Мудрик в своем учебнике «Социальная педагогика», получается, с моей подачи, описал Интернет в ряду мегафакторов социализации. А мне дал задание написать статью на эту тему.

Я, конечно же, выполнил его просьбу, подготовил и опубликовал небольшую статью, назвав ее «Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности»[2], в которой попытался дать первое определение «виртуальной компьютерной социализации», которое вскоре трансформировалось в «киберсоциализацию человека (социализацию личности в киберпространстве)» по причине изменения моего взгляда на данный вопрос. Изучив морфологию и семантику слова «виртуальный», я для себя сделал вывод, что слово «виртуальная» – т.е. не настоящая, возможная – не подходит для определения киберсоциализации, т.к. это вполне даже себе настоящий и особый вид социализации человека.

(Мечтательно…) Помню, в то время вводил в поисковый запрос на «Яндексе», «Гугле», «Рамблере», «Мэйле», «Апорте» и т.п. слово «киберсоциализация» и получал ответ «по вашему запросу ничего не нашлось».

Спустя несколько лет с коллегами и учениками мы решили приурочить рождение термина «киберсоциализация» ко Дню защиты детей. С тех пор для нас 1 июня является не только Днем защиты детей, но и БУМа (безопасной, успешной и мобильной) киберсоциализации.

За эти почти 10 лет существования термина его определение эволюционировало, актуальное сейчас:

Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- – в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization – социализация) – социализация личности в киберпространствепроцесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа- и интернет- технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

 

3

– Скажите, сложно ли бы было продвигать свои идеи о киберсоциализации все эти годы? Много было критики?

– В 2005 году это было чрезвычайно тяжело делать.

Судите сами. Я – молодой рядовой кандидат педагогических наук… И тут заявляю такую громкую уникальную научную тему!

(Говорит с грустью…) Могу сказать, что в первые годы изучения феномена киберсоциализации, пожалуй, только ленивый не обвинял меня в антинаучности и чуть ли не плевал мне в спину… Тяжело вспоминать то время… Поймите меня правильно, тяжело было, в первую очередь потому, что я получал не конструктивную критику, а замечания в свой адрес, как человек, как личность. Такое не способствует хорошему настроению, ну, Вы меня понимаете.

Хотя именно в тот период – 25 октября 2005 года – я стал членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). А учёное звание доцента по кафедре педагогики высшей школы мне было присвоено в 2006 году.

Так вот, будучи человеком целеустремленным и упорным, я неуклонно, хоть и неимоверно медленно, двигался к цели, продолжая «копаться» в данном вопросе. Я потихоньку писал и публиковал статьи о киберсоциализации. Сначала в обычных сборниках статей, потом, с 2009 года, уже и в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

С радостью могу сказать, что я всегда получал поддержку от своих учителей, нет, правильнее сказать Учителей, именно так, с большой буквы! Академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластёнина, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Анатолия Викторовича Мудрика, доктора педагогических наук, профессора Елены Александровны Левановой.

И, конечно же, меня поддерживала и поддерживает моя супруга – Ксения Анатольевна. Терпит все мои «научные истерики», помогает переосмыслить достигнутое и выстроить планы на будущее! (С гордостью…) Спасибо тебе, любимая!

Время шло, мои «научные потуги» по исследованию феномена киберсоциализации продолжались. Я преподавал все больше и больше предметов (кстати, совокупно за 16 лет преподавательской деятельности могу насчитать в своем послужном списке более 30-ти дисциплин).

Студентам нравится мой стиль работы. Все больше и больше студентов желает проводить под моим научным руководством свои исследования. Вместе с тем, на 2015 год под моим руководством студентами выполнено уже порядка 300 курсовых, выпускных квалификационных работ бакалавров и специалистов, магистерских диссертаций (в большинстве своем на тему киберсоциализации человека!). Многие научные работы моих студентов регулярно занимают 1, 2, 3 места в конкурсе научных работ МПГУ.

В конце 2000-х начался «грантовый период» продвижения киберсоциализации в науке.

С 2009 я принимал активное участие в реализации Гранта Министерства образования и науки РФ по теме «Модели системной интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики в систему национального образования России» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» (Грант был продлен до 2012 года). Наш коллектив проводил фундаментальное исследование по изучению и освоению эффективной международной практики интеграции различных уровней образования и развитию на этой основе инфраструктуры высшего профессионального образования России. Тогда киберпедагогика была заявлена в Гранте как новая методология исследования.

Также в 2009 году мне от МПГУ предложили написать заявку на Грант Президента РФ, которую я сделал, честно говоря, без особой надежды на какое-то продолжение.

Однако, что называется, свершилось чудо, и, среди многих тысяч поданных заявок от молодых ученых, моя заявка была поддержана и профинансирована Президентом – тогда Дмитрием Анатольевичем Медведевым, и я с энтузиазмом взялся за реализацию двухлетнего гранта «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» в период 2010-2011 гг.

В 2010 же году я стал членом Союза писателей-переводчиков Московской городской организации Союза писателей России.

17 декабря 2010 года был награжден памятной медалью «А.П. Чехов» решением наградной комиссии Московской городской организации Союза писателей России и Союза писателей-переводчиков с формулировкой «За высокие достижения в профессиональной деятельности, а именно за содействие просвещению и духовному развитию нации».

Где-то как раз с 2010 года активно преподаю студентам специалитета, бакалавриата и магистратуры МПГУ, МСПИ и МГПУ дисциплины, связанные с киберсоциализацией и рассказываю о теории киберсоциализации слушателям курсов повышения квалификации, организуемых МПГУ и МИОО.

К слову, именно во времена реализации президентского гранта произошло два важных для меня события в области популяризации киберсоциализации.

17 марта 2010 года я создал тематический блог в «Живом журнале» «КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» для ведения журнала событий в сфере киберсоциализации. В блоге сейчас уже более 200 записей. Однако аудитория блога весьма скромна – чуть более 200 подписчиков. Принципиальных критических комментариев не получал, наоборот, благодарили за освещение событий и репринт научных статей, что одно время я делал в блоге. Ни много ни мало, блогу исполнилось уже 5 лет.

А 22 февраля 2011 года я создал официальную страничку КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ в популярной среди молодежи российской социальной сети интернет-среды «ВКонтакте», которая вскоре эволюционировала до Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации (МИСИФК), объединив единомышленников из более полутора десятков стран. За четыре года сделано порядка 2000 записей в новостной ленте, обсуждениях, фотоальбомах, видеозаписях и др. Обоснованной и конструктивной критики не было, только троллинг (улыбается…). Именно эта страница «ВКонтакте» до поры до времени (до скорого открытия нашего интернет-портала) являлась основной площадкой интеграции, популяризации и продвижения идей о социализации личности в киберпространстве.

Благодаря блогу в ЖЖ и МИСИФК удается находить новые точки опоры, темы для исследований, устанавливать профессиональные контакты с коллегами из других городов и стран.

В октябре 2011 года с проектом «Патриотическое воспитание российской молодёжи в контексте киберсоциализации» я стал победителем Всероссийского творческого конкурса долговременных программ патриотического воспитания в рамках проведения всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых.

В конце 2012 года социальный ролик «Школа киберсоциализации» стал лауреатом Всероссийского творческого конкурса научно-инновационных педагогических разработок по теме «Безопасность в Интернете» в номинации «Безопасный Интернет глазами детей».

Эти и многие другие события позволяют мне регулярно делать записи и репосты в «Живом журнале», «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере», вести фотоотчет событий в «Инстаграм».

В 2012-2013 гг. по приглашению самарских социологов я принимал участие в проекте РГНФ № 13-03-00364 проведения научных исследований «Сегментирование детей и подростков 4-15 лет с различной степенью вовлеченности в интернет-пространство». В результате исследования поведения детей и подростков в интернет-пространстве мы определили черты их социально-демографического и психографического портрета в зависимости от уровня вовлеченности в Интернет, описали соотношение офлайн- и онлайн-практик повседневной жизни молодых людей, провели типологизацию основных групп пользователей по уровню их вовлеченности в интернет-среду, выявили воздействие стиля жизни семей на социальное и физическое самочувствие подрастающего поколения.

В 2012 году я стал членом-корреспондентом Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИПТ).

В период 2012-2014 гг. я принимал активное участие в реализации проекта НИИ Дидактики высшего образования МПГУ «Научно-методическое обеспечение высококачественных технологий непрерывного педагогического образования на основе системной интеграции обучающихся разного уровня в продуктивную учебную деятельность во временных виртуальных межфакультетских и межвузовских научно-исследовательских коллективах в открытом образовательном пространстве». В результате привлекались действующие, а также были созданы и новые временные «виртуальные» межфакультетские и межвузовские научно-исследовательские коллективы в сети Интернет. Наиболее известно и востребовано Международное интернет-сообщество исследователей феномена киберсоциализации человека (https://vk.com/cybersocialization).

18 декабря 2012 года под моим руководством Николай Владимирович Угольков успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на оригинальную тему «Интернет как институт социализации старших школьников».

«Мой первый аспирант», как я его ласково называю. Мы стали друзьями.

Где-то за последние пять лет я заметил динамику роста количества ссылок на мои научные публикации от ученых в областях педагогики, психологии, социологии, экономики, культурологии, философии, истории, медицины и здравоохранения, информатики, автоматики и вычислительной техники, литературы и языкознания, политики, кибернетики, массовых коммуникаций, журналистики, экологии человека, физкультуры и спорта, даже математики и энергетики.

А в сентябре 2013 года на конференции памяти В.А. Сластенина, проводимой в Белгороде, меня уже называли «первый киберпедагог». Считаю эти факты признанием научным сообществом значимости разрабатываемых мною с коллегами и учениками идей.

Многие годы я регулярно организую, провожу и участвую в мероприятиях международного, всероссийского, межвузовского, регионального, окружного, вузовского уровня.

Сейчас у меня уже 7 аспирантов и соискателей выполняют исследования по уникальным темам, связанным с изучением феномена киберсоциализации человека.

На 2015 год могу с радостью констатировать, что критический период, безусловно, пройден, число последователей, учеников и соратников по изучению и пониманию специфики феномена киберсоциализации составляет порядка 1000 человек.

 

4

– Владимир Андреевич, а сколько уже написано книг и статей о феномене киберсоциализации человека? Какие тематические мероприятия состоялись?

– В 2010 году на деньги Гранта Президента РФ, о котором я Вам говорил, я издал плод своих 15-ти лет научной работы монографию, значимую для понимания психовозрастных основ киберсоциализации человека «Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога».

В 2011 году на деньги того же Гранта я издал первую монографию о социализации личности в киберпространстве – «Теория киберсоциализации человека», в которой проанализировал и обобщил информацию из более 1200 источников, выделил предпосылки, изучил и описал практику и многолетний опыт исследования социализации человека в киберпространстве сотен авторов разных стран, создав целостную теорию киберсоциализации человека.

Так, в этой книге киберсоциализация впервые рассмотрена как особый вид социализации современного человека – «Homo Cyberus'a».

Раскрыты четыре ипостаси человека как объекта, субъекта, жертвы и жертвы неблагоприятных условий киберсоциализации.

Представлена классификация факторов киберсоциализации мега-, макро-, мезо- и микроуровня – от киберпространства до игрового персонажа в компьютерной игре.

Киберсоциализация рассмотрена как контекст семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания.

Отдельное внимание уделяется феномену киберонтологии личности.

Разработаны и структурно описаны основы инновационной отрасли психолого-педагогической мысли – киберпедагогики – педагогики XXI века.

Позже, уже без финансирования, я написал еще несколько монографий, и были изданы монографии под моей редакцией.

К уже сказанному могу конкретно добавить, что по вопросам теории и практики киберсоциализации человека:

  • написано и издано (авторских и под редакцией) 9 монографий, учебных и практических пособий общим объемом порядка 2000 страниц или приблизительно 125 п.л., две из них в Германии (на русском языке):
  1. Плешаков В.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / Е.А. Леванова, А.Г. Волошина, В.А. Плешаков, А.Н. Соболева, И.О. Телегина – СПб.: «Питер», 2006. – 208 с. (2-е изд. с 2008 г.; 3-е изд. с 2013 г.)
  2. Плешаков В.А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, А.Н. Соболева, Г.С. Голышев – СПб.: «Питер», 2011. – 368 с.
  3. Плешаков В.А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. Монография. / В.А. Плешаков. – М.: Издатель Воробьев, 2010 – 284 с.
  4. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. / В.А. Плешаков. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  5. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. / В.А. Плешаков. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
  6. Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. / О.И. Воинова, В.А. Плешаков / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. – 244 с.
  7. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография. В.АПлешаков. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 556 с.
  8. Обидина Т.В. Эго-идентичность и киберсоциализация молодежи. Монография. / Т.В. Обидина / Под ред. В.А. Плешакова. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 96 с.
  9. Плешаков В.А. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, В.А. Плешаков, М.Г. Мацкевич, О.И. Саблина. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013. – 140 с.

Открою секрет, что еще 2 книги находятся сейчас в статусе рукописей;

  • разными авторами опубликовано более 300 статей, многие из которых индексируются в базе данных научной электронной библиотеки Elibrary.ru[3]. На данные публикации база показывает порядка 300 ссылок;
  • состоялось более 100 конференций, мастер-классов, открытых занятий и лекций, интернет-семинаров, тренинговых программ и других мероприятий в России и за рубежом, в которых мы приняли участие, опираясь на достижения в области киберсоциализации.

Только лично я имею на 2015 год уже 23 так называемых «ваковских» публикации, и более 100 «простых» научных публикаций, значимых для понимания феномена, теории и практики киберсоциализации человека.

 

5

– Владимир Андреевич, почти десятилетие Вы плодотворно работаете над изучением теории и практики киберсоциализации человека. Как Вы сами оцениваете проведенные годы? Что наиболее важное и ценное Вам удалось сделать в данном направлении? Какие рубежи удалось покорить?

– Так как многое уже рассказал, отвечу коротко, собственно, о важном и ценном:

  • Создана теория киберсоциализации человека,
  • Разработан киберонтологический подход в образовании,
  • Заложены основы киберпедагогики.

А много это или мало – не мне судить (улыбается).

 

6

– Как, по Вашему мнению, изменилась жизнь человека под влиянием современной техники и технологий?

– Современный человек мегаполиса, крупного населённого пункта, а сейчас уже и малого города, даже деревни и поселка, чтобы считаться успешным, практически обязан быть всегда онлайн: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой, онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (IСQ, «Viber» «WhatsApp» и аналогах) и нескольких социальных сетях интернет-среды (например, популярных для России «ВКонтакте» и «Одноклассники», мировой популярности «Facebook») и т.д. В народе даже появились новые поговорки: «без Интернета как без рук», «без мобильника как без рук» и т.п.

 

7

– Владимир Андреевич, ответьте как профессионал, что же происходит с человеком в процессе киберсоциализации?

– У активных пользователей современных технологий киберсоциализации – в первую очередь детей, подростков и молодёжи – качественно трансформируются психические процессы:

  • познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;
  • эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, собственно, эмоции и чувства, мотивация, потребности;
  • личностные характеристики, непосредственно: характер и темперамент, индивидуальные особенности;
  • а также сознание, деятельность, специфика межличностных и групповых отношений обретают характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства, пронизывающего нашу современную реальность.

 

8

– Скажите, почему Вы приняли решение о создании информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» и какова его концепция?

Решение о создании интернет-портала пришло само собой как результат эволюции наших с коллегами научных достижений.

Интернет-портал «Homo Cyberus» для меня – это зрелый плод с дерева моей многолетней научно-профессиональной и информационно-просветительской кропотливой деятельности в сфере изучения практики и создания теории киберсоциализации человека.

Именно поэтому я взял на себя обязанности главного редактора.

Я знаю, что в XXI веке человек практически любого возраста находится в ситуации постоянно нарастающего темпа и ритма жизнедеятельности. «Информатизация, компьютеризация и интернетизация!» – эти слова стали девизом всех областей производства, науки и образования. В наше время – впервые в истории человеческой цивилизации – поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. Все это обуславливает то, что современный человек – представитель вида «Homo Sapiens» –становится ещё и «Homo Cyberus'ом» – человеком киберсоциализирующимся. У человека меняется отношение к миру, к другим людям, к себе. У нас с Вами меняются интересы, трансформируются мотивы деятельности, сознание…

И если взрослый человек самостоятельно может справиться с жизнью в нашем новом технологичном мире, хочется в это верить, хотя это далеко не так, то для представителей молодежи – это скорее непосильная задача.

Наш интернет-портал создан для систематизации, интеграции и популяризации достижений современной теории и практики киберонтологии, киберпедагогики и киберпсихологии, для улучшения и эффективности БУМа (Безопасности, Успешности и Мобильности) киберсоциализации человека, желающего научиться осмысленности, рациональности и оперативности использования ресурсов и возможностей киберпространства в XXI веке.

Концептуально 5 ключевыми тематическими разделами в помощь в социализации и киберсоциализации наших пользователей стали:

  • «КиберПоколение» для детей, подростков и молодежи.
  • «КиберМама и КиберПапа» для неравнодушных и заботливых родителей.
  • «КиберГранд» для представителей старших поколений.
  • «КиберПрофи» для воспитателей, тьютеров, школьных учителей, педагогов образовательных учреждений разных типов, специалистов и ученых в области киберонтологии, киберпсихологии, киберсоциологии, киберпедагогики.

Для данной категории пользователей создан электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus».

  • «Тренинги и обучающие программы» для всех.

В каждом из разделов есть 6 своих рубрик, позволяющих дифференцировать информацию для пользователей. То есть всего 30 профильных рубрик.

7 дополнительными разделами стали «Занимательные факты», «Интернет-кладовая», «Мультимедиа», «Кинозал», «Читальный зал», «Юмор (=», «О чем говорит Интернет».

И, конечно же, есть еще 6 разделов конкретного назначения: «Новости», «Научные публикации», «Партнеры и коллеги», «Наша команда», «Контакты», «Вопрос-ответ».

В общей сложности 18 разделов и 30 рубрик. В каждом разделе описано простыми словами его назначение.

Таким образом, наш интернет-портал может быть интересен и будет полезен всем людям, не равнодушным к своей жизни в XXI веке!

Ведь существуют вполне конкретные вопросы, ответы на которые ищут все – и молодежь, и родители, и учителя, и преподаватели колледжей и ВУЗов, заинтересованные в безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации:

- В каком возрасте целесообразно давать доступ в киберпространство ребёнку и почему над этим стоит обязательно задумываться?

- Что делать, чтобы обезопасить ребенка (да и взрослого тоже!) от кибераддикции (зависимости от современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа и интернет-технологий)?

- Что такое киберэтикет и как им овладеть?

- Зачем и как контролировать деятельность детей и взрослых в киберпространстве Интернета и мобильных технологий?

- Понимая и избегая таящиеся в киберпространстве опасности, как помочь человеку любого возраста с пользой проводить в нём время?

Поиск ответов на эти и другие вопросы необходим, чтобы помочь современному человеку сделать эффективной свою деятельность в киберпространстве Интернета и мобильных технологий сотовой связи, оградить от негативной деформации личности, наоборот, способствуя развитию самосознания и повышению уверенности в позитивных информационных, а, главное, развивающих и воспитательных возможностях киберпространства XXI века.

А напоследок хочу поделиться с Вами своим соображением, которое я осознал лишь в разгар разработки интернет-портала в середине марта 2015 года, о том, как распределены роли в нашей команде:

Я – «сердце», мой заместитель, Марина Владимировна Пустовойтова, – «мозг» интернет-портала, Валерия Кирилловна Обыденкова, Татьяна Валентиновна Обидина, Армен Артурович Ширмазанян, Марина Николаевна Девина – «руки и ноги», а душа нашего портала – сама КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ! ( =

И мы с нетерпением ждем, что 1 июня 2015 года научному термину «киберсоциализация человека» исполнится 10 лет.

(Улыбается…) А ВЫ С НАМИ?

 

Беседовала Валерия Обыденкова

Март 2015 года

 


[2] Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. / Под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. – С. 48 -49.