Киберпедагогику и тренды цифровизации образования обсудили на онлайн - круглом столе Казахстан-Россия

Вместе с нашими партнёрами - Фондом Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы провели международный онлайн - круглый стол "КИБЕРПЕДАГОГИКА в условиях цифровизации образования"

В.А. Плешаков рассказал, как практически 15 лет назад вводил в научный дискурс термин «киберпедагогика». В рамках проекта Министерства образования и науки РФ в 2006-2011 гг. создавал манифест киберпедагогики. В рамках гранта Президента Российской Федерации, проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» (2010-2011 гг.) и не только разрабатывал основы и технологии киберпедагогики вместе с коллегой – Ольгой Игоревной Воиновой. В.К. Обыденкова поделилась методическими разработками по организации интернет-проектов, кратко презентовав технологию интернет-проектирования в высшем образовании.

 

АЛМАТЫ. ПРЕСС-СЛУЖБА ФПП. 27.05.20 – Совет по науке при Фонде Первого Президента РК – Елбасы и информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» провели круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования». В международной дискуссии, состоявшейся в формате онлайн, приняли участие представители Министерства образования и науки РК, Совета молодых ученых при МОН РК, ученые, исследователи, педагоги и эксперты в сфере образования со всего Казахстана и стран ближнего зарубежья.

Выступая с приветственным словом к участникам встречи, заместитель Исполнительного директора Фонда Первого Президента РК – Елбасы, доктор юридических наук, профессор Игорь Рогов отметил: «Цифровизация образования запускает новый виток определения фундаментальных основ познания, накопления и передачи знаний. Привычные постулаты сменяются новыми, что в свою очередь требует разработки принципиально новых теорий, подходов и методологии, применяемых в виртуальной реальности. И в этой связи онлайн-встреча, организованная Советом по науке при Фонде Первого Президента РК - Елбасы, даёт новый импульс для перезагрузки самого понятия образования».

По видеосвязи на круглом столе профессор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus», кандидат педагогических наук, доцент Владимир Плешаков представил научный доклад по деятельностному, компетентностному и киберонтологическому подходам в киберпедагогике.

Его выступление дополнила начальник информационно-аналитического отдела Института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus», кандидат педагогических наук Валерия Обыденкова. Эксперт рассказала о роли технологии интернет-проектирования в высшем педагогическом образовании.

На конкретных примерах ректор ТарГУ им. М. Х. Дулати, доктор педагогических наук, профессор Махметгали Сарыбеков презентовал новые решения, которые стал использовать его вуз в связи с переходом на дистанционное образование. В частности, руководитель университета продемонстрировал технологии «Lightspeed» менеджмента в учебном процессе.

Участвующая в дискуссии заместитель директора Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Бану Нарбекова призвала всех участников круглого стола выработать свои предложения по развитию цифрового образования в стране. По её мнению, все идеи, высказанные в ходе мероприятия, могут быть оформлены в единый документ для рассмотрения в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Также представитель министерства отметила высокую организацию научной встречи в новых реалиях, обусловленных карантинными мерами, и поблагодарила организаторов и участников за возможность обсудить столь важные для развития всего общества вопросы развития образования.

В частности, эксперты подробно обсудили возможности Интернета не просто как источника информации, а как пространства реализации творческих, личностно и профессионально значимых идей студентов. Особое внимание было уделено интенсивной киберсоциализации и гаджетизации социума как главному вызову XXI века – цифровизации человечества и мира. Кроме этого, участники встречи рассмотрели перспективы трансформации учебной среды университетов в контексте цифровизации образования в Казахстане.

"Цифровизация на сегодняшний день является ведущим трендом развития системы образования. Цели развития онлайн-образования сформулированы во многих документах. В частности, Инчхонская декларация «Образование 2030» определяет цель формируемой концепции в рамках Четвертой цели устойчивого развития ООН «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Цифровизация образования призвана стать важным инструментом на пути достижения этой цели. Несмотря на практически 100% охват населения Казахстана средним образованием, выделение грантов на высшее, послевузовское образование, инвестиции в науку, модернизация системы образования призвана не только сформировать экономику знаний, но и способствовать становлению интеллектуальной нации, повысить качество жизни населения", - подчеркнул в своём выступлении ассоциированный профессор Satbayev University, член Совета по науке при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, член Совета молодых ученых при Министерстве образования и науки Республики Казахстан, PhD Ермек Токтаров.

Молодой учёный также добавил, что для успешной реализации проекта по цифровизации образования в Республике Казахстан необходимо:

  • вести учет учебных достижений обучающихся на онлайн-курсах с возможностью зачета данных результатов в транскриптах как освоенных дисциплин, следовательно, необходимо приравнять онлайн-курсы к офлайн-курсам;
  • развивать научно-исследовательские и прикладные педагогические проекты по киберсоциализации с целью выработки эффективных методик преодоления последствий обучения в одиночестве, что является неотъемлемой частью онлайн-обучения;
  • ведущим высшим учебным заведениям разработать технологии искусственного интеллекта и blockchain для оперативного и полного их внедрения в процесс обучения и образовательный менеджмент.

В завершение круглого стола участники отметили, что коллаборация экспертов и педагогов в подобном формате, как данный круглый стол, позволяет не только обменяться знаниями, но и продемонстрировать каждому заинтересованному своё видение по трансформации науки и образования в стране.

   

Источники:

https://fpp.kz/ru/site/news/view?id=419

https://dknews.kz/inner-news.php?id_cat=17&id=96773

https://365info.kz/2020/05/eksperty-obsudili-perspektivy-razvitiya-tsifrovogo-obrazovaniya-v-rk

https://www.ktk.kz/ru/news/video/2020/05/27/149553

Видеозапись: https://youtu.be/et8HXKvCKwg или https://youtu.be/B8sF-KMCsPY

Скриншоты - Владимир Плешаков