С какого возраста разрешать детям пользоваться социальными сетями Интернета?

Многих родителей волнует вопрос: «С какого возраста целесообразно разрешать детям пользоваться социальными сетями Интернета?»

Согласно множественным опросам, проведенным в Сети (инициаторами которых являются, как правило, сами же родители), большинство родителей склоняются к тому, что чем позже ребенок познакомиться с такими социальными сетями, тем лучше. А еще лучше, как считают некоторые, вообще не пускать детей в социальные сети Интернета. Среди взрослых существуют заблуждения по поводу социальных сетей Интернета и их вреда для школьников. Часто они лишь усиливают беспокойство и не способствуют конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, которые могут возникать относительно онлайн-общения детей.

Однако, как показывает практика, обходиться современному школьнику без социальных сетей Интернета становится все сложнее. Дело в том, что такие социальные сети в настоящее время являются не только ресурсом для общения, игр, прослушивания музыки, просмотра видео и т.д., но и содержат необходимую информацию, касающуюся учебной деятельности и внеурочных мероприятий, размещенную, например, на официальных страницах школ, колледжей, ВУЗов. Поэтому дети, не имеющие доступ к социальным сетям Интернета, зачастую не владеют актуальной информацией, касающейся их учебной деятельности. Кроме того, существует риск того, что, начиная с определенного возраста, дети, не имеющие аккаунтов в таких социальных сетях, могут восприниматься сверстниками как "белые вороны".

Таким образом, становится понятно, что не допускать детей-школьников и, тем более подростков, к социальным сетям Интернета в современной жизни уже невозможно. Остается лишь вопрос: когда? Этот вопрос волнует не только родителей, некоторые социальные сети Интернета сами выдвигают возрастные ограничения для своих пользователей. Однако, в каждом конкретном случае, принятие решения о том, когда помогать своему ребенку осваивать социальные сети Интернета, и ответственность за это, лежит непосредственно на плечах родителей.

Многие родители, как мы говорили выше, считают, что чем позже, тем лучше. Однако, если дать доступ ребенку к социальным сетям Интернета только в подростковом возрасте, есть вероятность, что подросток не станет прислушиваться к советам родителей по вопросам безопасного и полезного их использования, поскольку в подростковом возрасте возникает чувство взрослости, потребность в независимости и самостоятельности, происходит переориентация в общении со значимых взрослых на сверстников, включая знакомых исключительно по киберпространству. Любое вмешательство со стороны родителей будет восприниматься как давление и отвергаться.

Если же родители начинают знакомить ребенка с социальными сетями Интернета, начиная с младшего школьного возраста, у них есть возможности:

  • помочь ему создать профиль, содержащий минимум личной информации,
  • научить его пользоваться настройками приватности (с целью предотвращения использования информации о нем злоумышленниками),
  • помочь ему найти полезные для собственного развития интернет-сообщества,
  • наблюдать за его деятельностью в социальной сети Интернета, пресекать попытки незнакомых людей становиться друзьями, приглашать в сообщества сомнительного содержания, одновременно поясняя ребенку опасность подобных явлений в Сети и т.д.

Таким образом, именно в младшем школьном возрасте родители имеют возможность помочь ребенку осваивать социальные сети Интернета, сопровождать его деятельность и объяснять правила безопасности и культурного общения в таких социальных сетях, с тем, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно и конструктивно ими пользоваться, соблюдая правила, усвоенные с помощью родителей.

Источники:

Не ходите, дети, в социальные сети

С какого возраста можно регистрироваться в социальных сетях

Социальные сети для детей: от запретов к пониманию

© Татьяна Обидина и "Homo Cyberus"