Заметки о киберсоциализации детей (из личных наблюдений мамы)

Я – Ангелина – мама троих детей: Мирославы (7 лет), Ольги (4 года) и Ивана (1,5 года). Хочу поделиться своими наблюдениями за тем, как происходила и происходит киберсоциализация моих детей.

Всем прекрасно известно, что современные дети буквально с рождения оказываются погружены в активную киберсоциализирующую среду, ежедневно наблюдают своих родителей со смартфонами, планшетами, ноутбуками и проч. И мои дети, конечно, не исключение. Они с полутора месяцев начинали тянуться к пульту телевизора, с интересом наблюдали за тем, что происходит на экране смартфона и компьютера.

Со старшей дочерью – Мирославой, когда ей было примерно 2 года, мы решили поддержать её интерес и расширить киберсоциальную активность. Специально для этих целей был приспособлен старый, но вполне рабочий планшет с довольно широким экраном. С устройства были удалены все лишние программы, а взамен скачаны несколько несложных приложений-игр, соответствующих возрасту, несколько мультиков и программа для просмотра диафильмов.

На начальном этапе планшет предназначался для использования с обязательным участием и под контролем родителей.

Время работы с планшетом – от 20 до 30 минут.

Важный момент: программы использовались только те, которые могли работать без подключения к сети Интернет.

Самым востребованным оказалось приложение «Диафильмы», представляющее собой старые советские диафильмы, отсканированные с плёнок и представленные в режиме презентации. Мирослава быстро научилась включать/выключать планшет, листать кадры диафильмов, а через некоторое время сама находила на экране и запускала нужное приложение, выбирала в нём интересный ей диафильм.

Одновременно с этим начали осваивать простые игры на планшете. Любимым оказалось «Lego Duplo Food», где из представленных на экране виртуальных деталей конструктора нужно «собрать» заказанное в кафе блюдо (мороженое, кекс, бутерброд). Надо сказать, что конструктор Lego Duplo тогда уже был в арсенале реальных игр.

Когда Мирославе было 3,5 года, у нас появилась игровая телевизионная приставка «X-Box 360». Поначалу дочка с интересом наблюдала, как играем на джойстиках мы с мужем (да, внутренний ребёнок есть у каждого из нас!). А в 4 года она попробовала уже сама играть в игру «Rio» по одноименному мультфильму. И сразу стало ясно, что для ребёнка это не пустая трата времени. Данная игра относится к классу «аркады». В ней собрано около 50 разнообразных коротких (на 3-4 минуты) аркад; некоторые из них развивают скорость реакции, другие на сообразительность, в третьих надо использовать определённую тактику, есть даже игры на восприятие ритмов и музыкальный слух. В эту игру можно играть в одиночку, или подключать до 4 игроков. Несколько игроков могут играть друг против друга, или объединяться в команды по 2 человека. И большой плюс игр на приставке по равнению с планшетом – расстояние до экрана. Поэтому допустимое время игры мы увеличили от минимума 30 минут до максимума 1 часа. Для этого даже были куплены песочные часы, чтобы дочка могла сама следить за временем.

К 4 годам Мирославы у нас появилась вторая дочка Оля. Но примерно до 3-х лет она оставалась только зрителем виртуальных игр старшей сестры. В связи с увлечением «X-Box», игры на планшете были на время забыты. Хотя, только на время. Но об этом потом.

А к 4,5-5 годам к любимым играм Мирославы добавились «Smurfs» (по мультфильму «Смурфы») «Happy Feet 2» (по мультфильму «Делай ноги»), «Madagascar» (по мультфильму «Мадагаскар»). Во всех этих играх, а также в упомянутой игре «Rio» важно следить за суммой очков, своих и соперника. Поначалу счёт очков идёт на десятки, но по мере продвижения на более высокие уровни счёт идёт уже на сотни и на тысячи. Это стало основой мотивации дочки к изучению цифр и состава числа. Естественно, обучение происходило с участием родителей, но главной задачей для дочери было научиться определять и считать очки в игре. Благодаря этому, к 5,5 годам Мирослава успешно ориентировалась в счёте 3-значных чисел, а вскоре уже могла правильно назвать 4-значные числа и производить с ними элементарные математические операции.

Ближе к 6 годам старшей дочки в Москве началась первая волна Covid-19, и знакомая всем долгая самоизоляция. Надо ли говорить, что детям особенно тяжело дается период отсутствия активных игр на свежем воздухе. Но справиться в это время с нехваткой физической активности нам помогла старая добрая приставка «X-Box». Вместе с приставкой в комплекте шла 3D-камера «Kinekt», но всё как-то не было повода ей воспользоваться. И вот этот момент настал!

Сначала попробовали детскую танцевальную игру – где под различные забавные песни танцоры показывают движения, которые нужно повторить. Ну а Kinekt фиксирует, насколько успешно игрок танцевал, и выставляет оценку за результат. Мирославе очень понравилось! Весёлые песни, забавные клипы, и самое главное – сам двигаешься и танцуешь, постепенно улучшая свои навыки. Сложности состояли только в том, что перед телевизором у нас нет места для танцев на полу – пришлось танцевать на нашей большой кровати, а также в том, что Kinekt иногда «терял» дочку, потому что не совсем был приспособлен к её маленькому росту.

Следующей игрой, которая дала нам возможность восполнить нехватку физической активности у ребёнка, явилась игра «Кунг-Фу», где главный герой (игрок) должен пройти различные битвы, переходя на разные уровни сложности. При этом идёт физическая тренировка: отрабатываются различные движения – удары, блоки, прыжки. А вместе с этим происходит и психологический тренинг – не бояться противника, бороться и не сдаваться. Результат после 40 минут игры, как после хорошей тренировки в спортзале.

Кстати, все перечисленные выше игры не переведены на русский язык. Но это не только не помешало ориентироваться в них, но и явилось прекрасным стимулом к изучению английского языка и запоминанию значения английских слов и выражений, использованных в игре.

Для поддержания интереса к английскому языку был задействован старый ноутбук, на который были установлены старые (если не сказать «старинные») программы серии «Living Books». И хотя они по современным меркам очень старые (1992-1998 гг.), но очень милые, с забавными иллюстрациями, интерактивные, озвучены носителем языка. Детям очень понравилось – и второй дочке Оле также, на тот момент ей было около 2,5 лет.

Постепенно, к 3-м годам, Оля из зрителя перешла в категорию активного игрока на приставке X-Box. Начинали мы также с игры «Rio», и до сих пор дочка с удовольствием играет, совершенствуя свои навыки. Что немаловажно, в этой игре старшая дочь поначалу была для средней своеобразным «проводником». Для Мирославы было очень полезно не только играть самой, но и объяснять «новичку» как это делать. А позже они уже играли (и играют) вместе как члены одной команды (как я писала выше, возможности игры это позволяют).

Когда Оле было около 3,5 лет, Мирослава вдруг вспомнила, что на планшете тоже было немало интересных игр, в которые она играла в Олином возрасте. Пришлось достать тот самый планшет, заодно модернизировать его, обновив ассортимент игр. Вспомнили старые приложения «Lego Duplo» – оказалось, в них интересно играть и 3-х летнему ребёнку, и 7-летнему. Отлично пошли игры по мотивам любимых мультиков «Фиксики».

Специально для Оли были установлены приложения для обучения азбуке и чтению, как на русском, так и на английском языках. Пока  с большим интересом используются приложения по русской азбуке. Но у Оли это, скорее, для закрепления знаний – т. к. в более раннем возрасте мы изучали буквы по книжке и почти все выучили.

А вот младший сын Ваня увлекся виртуальной азбукой не на шутку! Особенно и ему, и Оле полюбилось приложение «Говорящая Азбука». В данном приложении яркие, крупные, «пластилиновые» буквы и картинки, озвучиваются, проговариваются и поются как сами буквы, так и соответствующие им слова, есть также игры. И Ваня тоже начал узнавать и пытаться называть буквы и слова! Что интересно, мы, родители, также в лёгкой, игровой форме побуждали его произносить простые слова, но наши попытки «разговорить» младшего сына имели незначительный эффект. Каково же было наше удивление, когда, с интересом наблюдая за игрой, он начал сам пытаться повторять буквы и слова!

Итак, основной итог моего личного опыта наблюдения за киберсоциализцией моих детей: виртуальные игры не только не вредят развитию, но и могут быть очень полезны!

НО – при этом желательно (а зачастую и обязательно) соблюдение некоторых условий:

  • Игры и приложения должны работать на устройстве «без привязки» к сети Интернет.
  • Желательно, чтобы взрослые сами проверили и хотя бы немного освоили игру, прежде чем давать её ребёнку.
  • На этапе освоения игры ребёнком необходимо присутствие рядом взрослого, который может подсказать и помочь в случае возникновения трудностей.
  • Продолжительность игры должна быть ограничена определёнными временными рамками (лучше – по договоренности с ребёнком) и/или контролироваться взрослым.
  • Успехи и достижения ребёнка в игре обязательно должны поощряться.

 

Надеюсь, чтение данных заметок было полезным и интересным для Вас. А я буду рада в будущем поделиться с Вами своими новыми наблюдениями. Ведь дети продолжают расти, а мы, родители, узнаем благодаря этому много нового!

© Ангелина Кожаринова и «Homo Cyberus»

Кожаринова А.К. Заметки о киберсоциализации детей (из личных наблюдений мамы) / А.К. Кожаринова // Информационно-просветительский интернет-портал "Homo Cyberus" - URL: http://homocyberus.ru/cybersocialization_note_1


Читайте также:

Кожаринова А.К. Осмысление влияния развития новых коммуникационных технологий на детей дошкольного возраста / А.К. Кожаринова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. - URL: http://journal.homocyberus.ru/vliyanie_novih_KT_na_detey_doshkolnogo_voz...